Город Волгодонск. История и достопримечательности

Волгодонск — город (с 1956 года) в Ростовской области России. Основан 27 июля 1950 года. Образует городской округ. Самый восточный город Ростовской области, расположен в её восточной части, между двумя городами-миллионниками — Ростовом-на-Дону и Волгоградом и в относительной близости от главных городов крупных субъектов Российской Федерации — Ставрополя, Краснодара и Элисты.



Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу донского Цимлянского водохранилища при впадении реки Солоная. Водными путями связан с пятью морями — Белым и Балтийским на севере, Каспийским на востоке, Азовским и Чёрным на юге. В Волгодонске начинается ирригационный Донской магистральный канал.


Город находится в зоне с континентальным климатом (сухим) с умеренно холодной, малоснежной зимой и очень тёплым и солнечным летом. Средняя температура июля +23,5 °C. Среднегодовая температура составляет +9,3 °C (+9,6 °С — по современным нормам). Зимняя температура выше 0 °С — довольно частое для города явление, однако не редки и затяжные периоды сильных морозов с температурой −15 °С и ниже (преимущественно в январе и феврале).



Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались в середине XVI и в конце XVII веков. В последующие столетия русские учёные не раз возвращались к вопросу о соединении Волги и Дона, как к насущной экономической проблеме.


В 1920-е годы на трассе будущего канала снова стали работать изыскатели и геодезисты. С 1928 года начались работы по рытью канала, но сделать это вручную землекопам оказалось не под силу. В 1938 году в журнале «Техника — молодёжи» впервые упомянуто название проектируемого посёлка — Волго-Донск.



В 1940-е годы в связи с Великой Отечественной войной работы по строительству канала пришлось приостановить.


В 1950-е годы в этом здании находилось управление гидросооружениями. Сейчас эти помещения занимают администрация Волгодонска и Волгодонская городская дума

Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила лишь в 1949 году.


К станице Цимлянской стекались многочисленные грузы и стройматериалы. Сюда же, на крупнейшую послевоенную стройку, устремились отряды гидростроителей, которые селились в ближайших хуторах и станицах. Вскоре для них было сооружено временное жильё в посёлках Шлюзы и Ново-Солёновский.



Однако для строительства и эксплуатации Цимлянского гидроузла был необходим посёлок эксплуатационников (сокращённо — экспосёлок). В декабре 1949 года территорию, на которой сейчас находится город, изучала специальная межведомственная комиссия, которая пришла к заключению о том, что это место является наиболее благоприятным для размещения экспосёлка.


149 казачьих станиц, попадавших в зону затопления, переселили на возвышенные места — берега будущего Цимлянского водохранилища. Одновременно с сооружением жилья началась прокладка железнодорожных веток от станций Морозовская и Куберле к станции Цимлянской. Позже появилась железнодорожная станция Добровольская (ныне Волгодонская).



В 1950 году появились первые строительные площадки. Началось строительство домов на улицах Волгодонской, Ленина, Советской, в переулке Пушкина, а также здания управления гидросооружениями (сегодня в этом здании находится администрация города). Возведение жилых домов на территории города началось 27 июля 1950 года. Эта дата считается днём рождения Волгодонска.


В 1951 году Дон был направлен по новому руслу, а в 1952 году открылся Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. 31 мая 1952 года в 12 часов 55 минут воды Волги и Дона соединились. Торжественное открытие судоходного канала состоялось в воскресенье 27 июля[6]. 6 июня первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция, а 22 августа ГЭС вышла на полную мощность.


В начале 1953 года Романовский райисполком выступил с ходатайством о преобразовании рабочего посёлка Ново-Солёновский в город районного подчинения Пятиморск и о присвоении посёлку эксплуатационников имени «Волго-Донск» (официально название Пятиморск было получено в 1954 году).



В апреле 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по совершенствованию производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». К этому времени возникла необходимость в использовании в технических целях искусственных жиров вместо пищевых.


Для этого был необходим новый химический комбинат. Для строительства этого завода был выбран Волго-Донск, так как после возведения Волго-Донского канала осталась большая строительная база, а кроме того посёлок обладал большими земельными и водными ресурсами. Население Волго-Донска к тому времени составляло 9148 человек.


2 ноября 1956 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом преобразовал посёлок Волго-Донск в город районного подчинения Волгодонск. В черту Волгодонска в соответствии с Указом включался посёлок Ново-Солёновский. 16 мая 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР по переименованию Романовского района в Волгодонской и перенесению районного центра в Волгодонск.



20 марта 1957 года состоялась сессия Волгодонского городского совета депутатов трудящихся. Председателем исполкома горсовета был избран Иван Яковлевич Клименко, который стал первым градоначальником Волгодонска.


С 1958 года запрещена прописка в посёлке Ново-Солёновском. Он строился как временный посёлок для строителей Цимлянского гидроузла и состоял в основном из временного жилья — бараков и юртов, которые пришли в негодность. Жителей посёлка начали переселять в новые дома Волгодонска.


В ноябре 1958 года сдана первая очередь химзавода и начала работать ТЭЦ-1. 22 января 1959 года химкомбинат выработал первую продукцию.



В 1960 году принят новый генеральный план строительства Волгодонска, предусматривающий застройку города на 20 лет вперёд. Согласно этому плану, в 1980 году численность населения Волгодонска должна составлять 85 тысяч человек. Прежний план, принятый в 1953 году на 15 лет — устарел, так как согласно ему население Волгодонска должно составлять всего лишь 22 тысячи человек.


А самый первый генплан развития ещё экспосёлка предполагал всего 3,3 тысячи жителей.


25 мая 1971 года началось регулярное авиасообщение между Волгодонском и Ростовом-на-Дону. Самолёт «Як-40» три раза в сутки отправлялся из аэропорта Волгодонск, который был построен в Цимлянске.



В 1973 году начато строительство нового завода тяжёлого машиностроения (будущего «Атоммаша»). С этим заводом связан новый этап в истории Волгодонска.


Благодаря этой грандиозной стройке город пережил своё очередное, уже 3-е рождение. В ноябре 1974 года Совет министров СССР утвердил технический проект комплекса первой очереди ВЗТМ.


Пуск планировался в 1977 году. Стройка Волгодонского завода тяжёлого машиностроения (именно так изначально был назван «Атоммаш») была объявлена ударной комсомольской. Уже в первом полугодии 1975 года по комсомольским путёвкам сюда прибыли 470 человек. Молодёжь ехала со всех уголков страны.



Вместе со строительством завода-гиганта началось возведение новой части Волгодонска на левом берегу Сухо-Солёновского залива Цимлянского водохранилища. Так появился Новый город. Первые котлованы начали рыть 21 ноября 1973 года.


Первую панель торжественно установили 15 января 1976 года, а первый дом в Новом городе заселился 10 июля. В честь этого события на стене дома вывешена табличка: «Первое здание в новой части Волгодонска сдано в июле 1976 года», а рядом с домом установлен памятник в виде больших ключей.


С первых дней строительства Нового города начались дебаты о мосте, который должен был соединить новую и старую части города. До этого проехать на места новостроек можно было лишь через маленький мост в Красном Яру. Отдел архитектуры выступал за то, чтобы построить мост, который бы стал украшением города.



Но к сожалению, в этих дебатах победила другая сторона — дирекция строящегося завода, настоявшая на строительстве путепровода. Это было проще, быстрее и дешевле. Строительство началось в 1976 году.


В 1975 году средний возраст волгодонцев составлял 29 лет. 2 июня 1978 года в городе родился 100-тысячный житель, а 3 апреля 1982 — 150-тысячный.


Символ Волгодонска — «Мирный атом». Модель атома, увитая виноградом

28 октября 1977 года в 14.40 по местному времени состоялось ещё одно эпохальное событие в городе Волгодонске — в торжественной обстановке заложен первый фундаментный блок Ростовской (Волгодонской) атомной электростанции.



25 апреля 1979 года заложен первый камень на месте предполагаемого строительства завода «Энергомаш», который должен был стать заводом по производству парогенераторов и водогрейных установок для нефтяной промышленности. Однако первую сваю нового завода заложили 1 апреля 1980 года.


По замыслу новое предприятие должно было стать больше «Атоммаша». Предполагалось, что на «Энергомаше» будут работать 25 тысяч человек. Но новую идею так и не удалось воплотить в жизнь.


18 февраля 1983 года на «Атоммаше» состоялся торжественный митинг, посвящённый выпуску первого донского атомного реактора. Его корпус выполнен на полгода раньше запланированного срока.



В середине 1980-х годов Волгодонск представлял собой многонациональный город. Здесь собрались представители 87 народностей. Город гордился своим предназначением, уникальными объектами. Но к сожалению не всем надеждам было суждено сбыться.


После аварии на Чернобыльской АЭС Волгодонск охватила паника. Жители стали бояться повторения ЧП на Ростовской АЭС. Многие политики сделали себе на этом страхе политическую карьеру. Не разбираясь в атомной энергетике, они умело играли на страхе людей, постоянно подогревали его в средствах массовой информации, в листовках, на митингах обнародовались все факты брака, допущенного при строительстве станции.



В городе набрало силу общественное движение «Зелёная волна», открыто протестующее против дальнейшего строительства РоАЭС. Пиком «зелёного» движения стал 1990 год. Большинство предприятий Волгодонска выступило в поддержку прекращения строительства станции.


6 августа состоялась мощная акция — блокирование АЭС. Под напором общественного мнения 6 апреля 1990 года Волгодонский горисполком принял решение о прекращении строительства атомной станции.