Город Верхняя Тура. История и достопримечательности

Верхняя Тура — город в Свердловской области России. Один из самых маленьких городов области. Город Верхняя Тура находится на Среднем Урале, в верховьях реки Тура (бассейн Иртыша) в 175 км к северу от Екатеринбурга (203 км по автодорогам), в 50 км к северу от Нижнего Тагила и в 10 км от Кушвы.



Город расположен на относительно открытой местности, к востоку от Срединного Уральского хребта. Река Тура в центре города перекрыта плотиной, к югу от которой в черте города образовано Верхне-Туринское водохранилище. Близ города находится одна из самых глубоких в Евразии Уральская сверхглубокая скважина. Городской округ, образованный только лишь самим городом Верхней Турой, расположен между Кушвинский городской округ и городским округом Красноуральском.


Как и большинство уральских городов, Верхняя Тура обязана своим появлением заводу. В этом месте завод возник благодаря открытию богатого месторождения железной руды на горе Благодать (она расположена на территории современного города Кушва). Свое название Верхнетуринский завод получил по местонахождению в верховьях реки Туры, созвучен с названием города Верхотурье, который расположен ниже по течению этой же реки.



Верхнетуринский завод был основан в 1737 году. Он выпускал военную продукцию: пушки, пушечные ядра (от 3 до 14 дюймов), картечь, штыковое железо, различные боеприпасы, а также якоря и оснастки для флота. В силу специфики завод особенно оживал в годы войн.


Одну из пушек, изготовленных на Верхнетуринском заводе, можно увидеть на улице в соседней Кушве. Завод входил в состав Гороблагодатского горного округа. Большую часть своей истории завод принадлежал государству (лишь ненадолго он переходил в собственность барону Шембергу и затем графу Шувалову).


После революции 1917 года завод стал выпускать и мирную продукцию, в частности тут производились запчасти для товарных вагонов. В 1934 году в Верхнюю Туру нанес визит нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе (в память об этом здесь ставили памятник Орджоникидзе). Было принято решение о закрытии доменного производства и специализации на спецпродукции.



Завод получил заказ на изготовление роликоподшипников для первого в стране Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны завод производил различные снаряды и осколочные гранаты. После войны выпускаемый ассортимент расширился мирной продукцией, завод выпускал: дисковые мельницы, лебедки, дробилки молотковые, плуга тракторные, лесопосадочные машины, буровой инструмент. В 1990-е годы предприятие освоило выпуск высоковольтных вакуумных выключателей.


На заводе имеется музей, рассказывающий об истории предприятия и города. Однако из-за принадлежности завода к военно-промышленному комплексу попасть туда не так-то просто.


В прошлом в Верхней Туре была своя узкоколейная железная дорога, которая использовалась для вывоза леса. Первые ее участки были построены в начале 1910-х годов (хотя на территории завода железная дорога была построена еще в 1846 году). С 1915 года на строительстве новых участков работали пленные австрийцы.



Протяженность линий Верхнетуринской узкоколейной железной дороги в советское время на пике ее развития составляла не менее 100 километров. На одном из ее отрезков до середины 1990-х годов ходил пассажирский поезд сообщением Абатуровка (Красноуральск) – Бородинка. В начале 2000 годов железная дорога была разобрана.


В 1940 году в поселке Верхняя Тура проживало уже 25 тысяч человек. 5 апреля 1941 года поселок получил статус города.


Завод продолжает быть градообразующим предприятием, однако в наши дни дела его идут неважно. Несмотря на то, что большая часть российского бюджета идет на «оборонку» в ущерб развития куда более важных для страны сфер, Верхнетуринскому заводу, видимо, мало что перепадает. В 2017-18 годах предпринимались попытки банкротства предприятия в связи с долгами.



На территории завода хорошо сохранились старинные заводские корпуса конца XIX – начала XX века, построенные из красного кирпича. Правда из-за высоких стен оборонного предприятия мало что можно увидеть.


Еще одна чугунная плита напоминает, что с 1904 по 1940 год на заводе работал талантливый изобретатель-самоучка Дмитрий Николаевич Петунин. Получив лишь 2 класса образования, со временем он стал старшим конструктором завода. Петунин смастерил деревянный автомобиль (еще до революции), миниатюрную паровую машину (размерами 15х15х20 мм), моторную лодку и т.д.


В 1900 году паровая машина Петунина выставлялась на всемирной выставке в Париже. Она была настолько маленькой, что входила под наперсток. В котел парового двигателя помещалось три капли воды, а маховик вращался со скоростью 3 000 оборотов в минуту. Весь механизм весил 4,8 грамма.



Близ здания заводоуправления раскинулась городская площадь, а за ней – городской сквер. В прошлом на этом месте стоял Никольский храм, построенный в середине XIX века. В 1895 году рядом с ним установили памятник Александру II, освободившему народ от крепостного рабства.


В 1930-е годы большое и красивое здание храма было снесено, на этом месте разбили сквер. Здесь поставили памятники Серго Орджоникидзе и Ленину, которые пропали в 1998 и 2000 году соответственно.


В память о храме по инициативе Л.Н. Александровой в 2004 году был поставлен Поклонный крест. В 2012 году в рамках «благоустройства» деревья в парке спилили. Во время работ наткнулись на надгробный памятник священнику И.П. Ченпалову – здесь было церковное кладбище.



В 1907 году на средства земства и русского книгоиздателя Флорентия Павленкова в поселке Верхнетуринского завода открылась бесплатная народная библиотека-читальня. Библиотека города и в наши дни носит имя Ф.Ф. Павленкова. В ней работает краеведческий отдел.


На другом берегу Туры, в 1,5 километрах от плотины пруда, по улице Карла Маркса, 120 стоит храм Александра Невского. Он построен в 1905-1907 годах в псевдорусском стиле. С 1914 года священником в этом храме был Николай Алексеевич Васнецов. В 1923 году его квартиру ограбили, а 70-летнего священника и его жену убили. В 1940 году храм закрыли, сейчас он восстановлен, действует.