Город Верещагино. История и достопримечательности

Верещагино — город (и железнодорожная станция) в Пермском крае, административный центр Верещагинского городского округа. По распространённой версии, железнодорожная станция, а затем и город названы в честь русского художника-баталиста В. В. Верещагина. По другой версии, название дано в честь другого русского художника П. П. Верещагина.



Город был основан как посёлок около станции в 1898 году при строительстве Пермь-Котласской железной дороги. Официальное название с 1899 года — станция Очёрская. В 1904 году станция была переименована в Вознесенскую — по названию волостного центра, села Вознесенское.


Современное название обычно связывают с тем, что на этой станции в 1904 году якобы останавливался по пу­ти на Даль­ний Восток великий художник-баталист В. В. Верещагин. В апреле 1904 года В. В. Верещагин погиб при подрыве броненосца «Петропавловск».


Спустя 12 лет, по просьбе жителей станция Вознесенская была переименована в честь художника. Официально это название закреплено в приказе Министерства путей сообщения № 354 от 8 декабря 1915 года «О переименовании с 18 апреля 1916 года станции „Вознесенская“ Пермской железной дороги в станцию „Верещагино“».



По другой версии, название появилось в честь другого русского художника П. П. Верещагина, родившегося в Перми, со дня смерти которого в 1916 году исполнялось 30 лет.


В 1918 году революционные власти переименовали поселение в Красно-Верещагино, но вскоре вернули его прежнее название.


1 января 1924 года посёлок Верещагино стал районным центром Верещагинского района. Статус города посёлок Верещагино получил 19 июня 1942 года.


В 1894 году Министерство путей сообщения Российской империи принимает решение о строительстве  Пермь-Котласской железной дороги. По первоначальному проекту была предусмотрена трасса, состоящая из девяти станций (дистанций):



Пермь — Шабуничи — Нытва — Очер — Кленовка — Дебесы — Балезино — Глазов — Вятка — Котлас. Управление второй дистанции планировалось расположить в Очере, где намечалось построить крупную станцию, вокзал и депо. Но на последних (от Вятки) двухстах верстах проект был радикально изменен.


В трактовке Мельчакова В. Г. и по историческим запискам Паздникова Н. Ф.  об истории Оханского уезда,  изменение проекта произошло в результате консервативности администрации Очерского завода и ее нежелания отдать земли графа Строганова под дорогу.  Это привело к тому, что магистраль от Перми, после дистанции Шабуничи, была направлена на север и пошла по дешевым «казенным землям» Губановской общины.


Другое правдоподобное объяснение этому проектному «казусу» дал директор музея Пермского отделения дороги Г. А. Литовченко. Крюк в несколько десятков верст получился при уточнении проекта. Именно по современной линии трассы проходит водораздел рек Обвы, Нытвы и Очера.  Контур будущей магистрали был определен.



Но почему станцию заложили именно на этом, не самом подходящем месте? Объяснение нужно искать в технических параметрах паровозов тех лет. Максимальный пробег локомотива без дополнительной заправки топливом и водой составлял не более 100–120 верст.


Далее происходила смена локомотивной бригады и, при необходимости, ещё и локомотива. Именно на таком расстоянии и была заложена первая от Перми крупная станция с паровозным депо, положившая начало будущему городу Верещагино.


К 1902 году закончено строительство паровозного депо. Вокруг вокзала и депо стал разрастаться поселок. Первые его улицы — Вокзальная, перпендикулярно железной дороге, и Торговая — параллельно. В 1902 году  открыта одноклассная школа, которая считается первым учебным заведением Верещагино. В 1906 построена церковь Александра Невского.  



В 1913 году возведено новое каменное здание вокзала. Рядом

с вокзалом с восточной стороны вдоль железнодорожной линии было выстроено несколько добротных типовых деревянных зданий. Большинство из них просуществовало до начала XXI века.  Частная застройка велась вдоль двух основных улиц  — Вокзальной и Торговой.


С западной стороны станции до революции находились в основном только склады топлива и товарная площадка. В 1913 году по губернской переписи на станции Верещагино значилось 347 домов и 1646 жителей.


В конце 1923 года в связи с образованием огромной Уральской области, в состав которой вошла бывшая Пермская губерния, вводится новое территориальное деление на районы. Одним из районных центров становится и Верещагино (в состав Верещагинского района тогда вошла территория современных Очерского и Карагайского районов).



27 августа 1928 года Верещагино получило статус поселка городского типа. По существовавшему в то время регламенту к поселкам городского типа относились поселки с населением более 3 тыс. человек, не менее 85 процентов которого заняты в промышленности или на транспорте. По оценке 1931 года, население Верещагино составляло 6 тыс. человек.


В 1931 году в Верещагино открывается школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) для подготовки высококвалифицированных специалистов-железнодорожников.