Город Губкин. История и достопримечательности

Губкин (до 1939 года — Коробково) — город (с 1955) в России, административный центр Губкинского района (городского округа) Белгородской области. Расположен в северо-восточной части Белгородской области в 20 км к западу от Старого Оскола и в 116 км к северо-востоку от областного центра Белгорода, по обоим берегам реки Осколец, правобережного притока реки Оскол.



Население — 86 229 чел. (2020). Наравне со Старым Осколом, является самым северным городом области и с ним образует 450-тысячную агломерацию. Центр добычи руд КМА. Первые письменные свидетельства о курских железных рудах относятся к XVIII веку. Из документов следует, что белгородские купцы более 200 лет назад основывали компании для добычи железа в «Белгородской провинции».


Естественно, что в те времена можно было разведать только руды, которые обнажались в оврагах и балках, размывались подземными водами. Добыча велась примитивным, кустарным способом, объёмы её были незначительными. Более пристальное внимание к этому краю начали проявлять после того, как здесь обнаружилось устойчивое и никому не понятное отклонение магнитной стрелки.



С тех пор тайна курской магнитной аномалии (КМА) постоянно будоражила умы многих учёных не только в России, но и других стран мира. Практической разработкой здешних месторождений всерьёз занялись в начале XX века. В деревне Салтыково (ныне — микрорайон города) в сентябре 1924 года геологи обнаружили на глубине 116,3 метра залежи руды с содержанием железа свыше 50 процентов. Через некоторое время было открыто Лебединское месторождение.


В сентябре 1931 года была заложена первая разведочно-эксплуатационная шахта КМА, рядом появился небольшой населённый пункт, который в 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был отнесён к категории рабочих посёлков и назван в честь академика Ивана Михайловича Губкина, 19 лет руководившего работами в бассейне КМА. День выхода Указа (19 сентября) и принято считать Днём рождения города.



Дальнейшему промышленному освоению месторождений помешала Великая Отечественная война. Сугубо мирные люди стали солдатами. Из молодого рабочего посёлка на фронт ушло около 1900 человек, а всего из района в ряды защитников Родины встали почти 16 000 человек, из которых 9685 не вернулось с полей сражений.


Безотрадную картину представлял собой после освобождения посёлок имени Губкина. Почти до основания были разрушены все здания, затоплена шахта, в полную негодность приведено большинство промышленного и горного оборудования. Но осталось самое ценное — вера людей в скорейшее освоение богатств КМА.



Широкомасштабное освоение богатств КМА началось в 50-е годы прошлого столетия. В мае 1953 года на базе шахты КМА и двух фабрик было создано первое в регионе предприятие по добыче и переработке железных руд — комбинат «КМАруда».


Его становление и развитие способствовало тому, что на месте рабочего посёлка вырос молодой горняцкий город, который Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1955 года был отнесён к категории городов районного подчинения.


Важным этапом в его развитии было строительство Лебединского рудника, где впервые[источник не указан 887 дней] в Советском Союзе стали добывать железную руду открытым способом. Его сооружение было объявлено Всесоюзной комсомольской стройкой, и в молодой город приехали по путёвкам свыше 5 тысяч юношей и девушек.



Город рос быстрыми темпами. 7 марта 1960 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Губкин стал городом областного подчинения.


Бурный рост горнорудного производства, значительное увеличение городского населения повлекли за собой переустройство сельского хозяйства, его концентрацию и специализацию. В 1965 году был образован Губкинский район, в котором в последующие годы интенсивно строились новые сельскохозяйственные комплексы и перерабатывающие предприятия.


1970-е — 1980-е годы стали качественно новым этапом в развитии горнорудной промышленности края.



В 1972 году был введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс Лебединского горно-обогатительного комбината мощностью 7,5 млн тонн руды в год.


В 1978 году в состав ЛГОКа вошёл Лебединский рудник, ранее находившийся в составе комбината «КМАруда».


Наиболее активно город развивался в последние десятилетия ушедшего столетия.


В 1980-х годах наряду с продолжающимся строительством в центре города было начато строительство нового микрорайона Журавлики с полной инфраструктурой.



В 1990-е годы в городе и районе большое внимание уделяется строительству объектов социальной сферы. Вводятся в строй новые школы, Дома культуры, учреждения здравоохранения, начинается благоустройство города и сельских населённых пунктов.


Сегодня Губкин — это современный красивый город, один из индустриальных центров Белгородской области с развитой инфраструктурой. Он является административным центром Губкинского городского округа, численность населения которого составляет 86 тысяч человек.


Основу экономики территории формируют горнодобывающая отрасль, строительные организации, предприятия перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственного назначения. Основной объём выпускаемой продукции приходится на добычу железных руд.



Лебединский горно-обогатительный комбинат, входящий в десятку крупнейших в мире предприятий по добыче железной руды и производству высококачественного сырья для чёрной металлургии, в 2017 году отметил своё 50-летие. Он обеспечивает около трети российского экспорта сырья для сталелитейного производства.


Через Губкин проходит железная дорога Старый Оскол — Ржава («Дорога Мужества»), эта ветка на тепловозной тяге соединяется с основными линиями направлений: Москва — Симферополь и Москва — Донбасс.



В городе расположен железнодорожный вокзал (в 2011—2012 годах проведена реконструкция здания с благоустройством станционной инфраструктуры, был построен современный пешеходный переход над железнодорожными путями).


Поезда следуют до станций Белгород, Воронеж, Запорожье, Курск, Москва, Новосибирск, Омск, Орёл, Пенза, Ржава, Самара, Симферополь, Старый Оскол, Сызрань, Тамбов, Тула, Уфа, Харьков, Челябинск и др. В течение некоторого времени ходил поезд до Санкт-Петербурга. В перспективе развития железнодорожных сетей в РФ планируется электрифицировать ветку Старый Оскол — Ржава.



В городе есть междугородный автовокзал и городская автостанция. Междугородный автовокзал обслуживает следующие направления: Алексеевка, Белгород, Брянск, Валуйки, Волгоград, Волоконовка, Воронеж, Горшечное, Грайворон, Днепропетровск, Донецк, Елец, Курск, Липецк, Москва, Новый Оскол, Саратов, Старый Оскол (маршрут № 120), Павловск, Рязань.


Городская автостанция охватывает весь город и пригородные населённые пункты. Городской транспорт представлен автобусами большой вместимости и маршрутными такси. В общей сложности, по городу курсируют около 40 различных маршрутов. Дорожная инфраструктура обновлена в 2013 году и продолжается обновляться. К 2017 году администрацией города планируется ввести единый электронный проездной билет, оборудовать все транспортные средства навигацией ГЛОНАСС.