Город Данилов. История и достопримечательности

Данилов — город (с 1777) в России, административный центр Даниловского района Ярославской области, железнодорожная станция Северной железной дороги. Образует одноимённое муниципальное образование городское поселение Данилов как единственный населённый пункт в его составе. Население — 14 416 чел. (2021).



Данилов (Ярославская область) расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины на обоих берегах небольшой реки Пеленги, в непосредственной близости от её истока. Находится в 351 километре к северо-востоку от Москвы. Данилов находится в зоне умеренно континентального климата.


Впервые село Даниловское упоминается в документах середины XV века. Так, из жалованной грамоты великого князя Василия II от 20 марта 1457 года следует, что село Даниловское с окрестными пустошами (пахотными землями) принадлежало митрополиту всея Руси Ионе Московскому.



Вскоре, уже при правлении Ивана III село меняет хозяина. В результате обмена оно переходит московскому воеводе Ивану Дмитриевичу Руно. В 1592 году упоминается как Даниловская слобода в рукописи «Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых»».


Всё чаще имя Данилова как Даниловского села или Даниловской слободы начинает упоминаться в документах с первой половины XVII века, в эпоху Смутного времени. В 1607 году один из отрядов самозванца Лжедмитрия II под руководством литовского шляхтича Александра Лисовского подошёл к Даниловской слободе, начал грабить население, жечь дома и постройки в близлежащих селениях, убивать жителей. Тогда даниловцы организовали ополчение под руководством боярина Фёдора Шереметева.



Произошло кровопролитное сражение, в котором поляки были разбиты. Битва проходила за рекой Пелендой, вправо от дороги, ведущей в Романов. С того времени это место называется Повалишкой. В 2009 году рядом с местом битвы установлены поклонный крест и памятный камень.


В начале декабря 1608 года отряд вологжан с головой Ларионом Монастыревым, направляясь на «воров» к Ярославлю, занял Даниловское село. Дружины поставили в нём острог и укрепились. Даниловцы принимали активное участив в создании укрепления. Однако это народное ополчение было плохо организовано и не смогло устоять против превосходящих сил.



В том же году острог был окружён польскими войсками и после непродолжительного боя взят, а село Даниловское и его окрестности выжжены и опустошены. В Никоновской летописи говорится, что захватчики «многих честных людей побиша». Истреблены были многие жители села. До наших дней сохранилось то место, где происходила битва и находился острог, — улица Земляной Вал.


Росло значение города как остановки на пути из Москвы в Архангельск. Жители занимались отхожим промыслом, хлебопашеством и огородничеством. Город был известен сбытом холста, который скупался в базарные дни у окрестного населения и отправлялся в Петербург и в Москву.



На ярмарке продавались лошади, рогатый скот, мануфактурные изделия. В 1864 году были открыты два приходских училища: одно для мальчиков (около 30 учеников) и одно для девочек (менее 20 мест). В середине XIX века в городе имелось 9 заводов: по 2 самоварных и свечных, кирпичный, кожевенный, паточный, пивоваренный и пряничный. Все вместе они давали продукцию до 250 тыс. руб. в год.


На местных медных заводах выплавлялись самовары, кофейники, чайники и другая медная посуда, отправлявшаяся в столицы. Патока сбывалась на Нижегородской и Ростовской ярмарках.



В 1870 году был утверждён проект на постройку Ярославско-Вологодской узкоколейной железной дороги (позднее перестроена в ширококолейную), которую по прошению горожан и местных властей провели около самого города на непригодной для возделывания земле под названием «Козье болото».


29 января 1870 года началось строительство здания вокзала: деревянного с маленьким залом ожидания и керосиновым освещением. В январе 1872 года открылось пассажирское движение от Данилова до Ярославля, а в июне — от Данилова до Вологды. По дороге ежедневно проезжало более 300 человек. Пассажирский состав от Данилова до ярославской станции Урочь шёл около 4 часов.



В 1873 году в городе было 14 трактиров и 36 кабаков. Имелось 20 керосиновых фонарей, 2 мощёные камнем улицы. На базарной площади был выстроен большой каменный корпус для лавок. Местом прогулок горожан служили аллеи вокруг Преображенского пруда, который сейчас уничтожен, и вокзала, особенно во время прихода поездов. В 1892 году в Данилове проживали 3616 человек; всех промышленных предприятий, включая мелкие, было 12.


В 1895 году город практически полностью уничтожил пожар. В 1910 году в городе имелись 1 больница на 30 мест, 2 аптеки, 2 врача, 3 фельдшера, 4 ремесленных заведения, 6 низших учебных заведений с 464 учениками. Театров, библиотек, средних учебных заведений не было. В 1917 году в городе было 13 улиц и менее 5 тысяч жителей. В 1918 году вступил в строй участок железной дороги Данилов — Буй.