Боровичи — город (с 1770 года) в Новгородской области России. Административный центр Боровичского района. Образует городское поселение город Боровичи. В рамках административно-территориального устройства является городом областного значения.
Население — 48 858 чел. (2021). Второй по численности жителей населённый пункт в Новгородской области. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».
История Боровичей, второго по величине и значению города в Новгородской земле, уходит далеко вглубь веков. Практически на границах города находятся два древнеславянских городища (Сушанское и Бобровское), в окрестностях имеется большое количество сопок и жальников.
В 1935 году работница Керамкомбината тов. Конюхова, пропалывая картошку на участке между Потерпилицами и Боровичами, нашла и передала в Эрмитаж клад из 60 серебряных арабских монет, старейшая из которых была чеканена в 751 году, а позднейшая в 866 году.
Здешние земли вдоль рек и озёр были обжиты ещё в дохристианскую эпоху на Руси. В Лаврентьевской летописи под 947 годом записано: «Иде (княгиня) Ольга (к) Новгороду и устави на Мсте повосты (погосты) и дани…»
После прошедшей Московско-новгородской войны (1477—1478) в Воскресенской летописи под 1484 годом сказано: «Тое же зимы поимал Князь Великий больших бояр новгородцкых и боярынь, а казны и села все велел отписати на себя, а им подавал поместья на Москве под городом.»
На земли, отобранные у Новгородских бояр, Великий Князь поместил детей боярских из Московских городов. Боровицкий погост впервые отдельно подробно описан уже как вотчина Великого Князя в переписной оброчной книге Деревской пятины Новгородской земли около 1495 года.
Оригинал первого листа главы переписной оброчной книги 1495—1496 года с заглавием «Погост Боровицкой Великого Князя Деревни(Дворни)». Полное описание погоста и его жителей на страницах манускрипта № 469—482. В 1564 году упоминается уже как торгово-промышленное поселение Боровицкой рядокъ. В нём уже значилось 114 дворов, 42 лавки, 11 амбаров.
Основным занятием жителей Боровичей и окрестностей XVIII—XIX веков была проводка судов по мстинским порогам (Боровицкие пороги в Горной Мсте), что отражено в высочайше пожалованном в 1772 году Екатериной II гербе города изображением легендарного петровского перьевого руля.
«…Ни одно сословие простонародья не живёт так привольно, как лоцманы этих мест», — писал знаменитый русский поэт Н. А. Некрасов в романе «Три страны света».
А писатель, поэт и гофмейстер императорского дома Константин Случевский писал про эти места так: «…река Мста одна из красивейших рек в России и представляет для художника чрезвычайно много разнообразных, живых мотивов».
Ещё в IX—XII веке по реке Мсте шел Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый первый из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Арабским Халифатом в темные века и раннем средневековье.
На протяжении всего XVIII века и в XIX веке река Мста была частью важнейшей Вышневоло́цкой во́дной систе́мы — самой старой искусственной водной системы в России, связавшей новую столицу империи — Санкт-Петербург с остальной страной и решившей вопрос её продовольственного снабжения.
Боровицкие пороги были самым трудным и опасным местом для судоходства во всей России (40 стремительных порогов на протяжении 31 километра, из которых только 8 километров тихая вода). Проскок всех этих порогов с командами рулевых из местных жителей (до 15 человек на каждый из четырёх рулевых двадцатиметровых потесей барки и сам пороговый лоцман) занимал всего полтора часа и регулировался сигнальным телеграфом из 26 ручных семафоров на берегах.
Чтобы поднять уровень Мсты для прохода огромных караванов судов, периодически в особом порядке открывались плотины многочисленных водохранилищ на её притоках. В ожидании этого момента в Опеченском Посаде собиралось одновременно до 400 барок. Они швартовались к сохранившейся до настоящего времени огромной каменной, почти километровой пристани 1824 года постройки.
Боровицкие пороги во главе имели особенного директора из штаб-офицеров Корпуса Путей Сообщений. Власть Полицмейстера Мстинского на порогах была недействительна. В 1773 году новгородский губернатор граф Яков Сиверс был первым назначен на новую должность Директора водяных коммуникаций.
Высочайше утвержденный самим императором Николаем I чертёж типовой 38-метровой барки с осадкой 0.63 метра (14 вершков), груженной мешками с мукой, предназначенной для прохода через Боровицкие пороги. Хорошо видны спереди и сзади барки деревянные стержни, т. н. «потеси» при помощи которых команда рулевых, 60 человек на одну барку, исполняла указания порогового лоцмана и управляла баркой в порогах.
Даже в 1870-х годах, в самый пик развития судоходства по Мсте 10 % разбившихся на порогах барок считалось приемлемым для дела убытком. Примечательно, что судовладельцы и владельцы груза перемещались в экипажах по берегу вдоль Боровицких порогов, а не рекой на своих барках.
После открытия в 1851 году Николаевской железной дороги и, особенно, после открытия в 1870 году Рыбинско-Бологовской железной дороги, значение Мсты как важнейшей государственной водной транспортной артерии практически утратилось по экономической причине, так как перевозка грузов по железным дорогам была дешевле в полтора-два раза и занимала только неделю, вместо прежних 90 дней водой, с угрозой зазимовать в пути из-за её нехватки.
Однако барки имели важное преимущество — они использовались как склады на воде в Петербурге до полной реализации товара и шли потом на дрова, а вагоны требовали немедленной разгрузки и организации дальнейшего складского хранения грузов. Последняя транзитная барка с Волги по Мстинским порогам прошла в 1893 году.
Разбитая, разгруженная и разоружённая полубарка на Мсте. Видна снятая мачта и другие детали разобранных барок и полубарок на берегу. Четко различается высокая ватерлиния порожней полубарки, то есть она притоплена и лежит на грунте с креном на левый борт.
Артефакты и исторические документы, касающиеся Великого водного пути, находятся в Краеведческом музее в Боровичах и музее Лоцманов Боровицких порогов и Палеонтологии Горной Мсты, расположенном на левом берегу реки Мсты в селе Ровное Боровичского района.