Город Борисоглебск. История и достопримечательности

Борисоглебск — город (с 1779) в Воронежской области России. Образует Борисоглебский городской округ. Назван в честь святых Бориса и Глеба. Город расположен при впадении реки Вороны в Хопёр. Население — 59 864 чел. (2020).



Город основан в 1698 году (некоторые источники указывают на 1646 год), как выражается летописец, «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали».


До 1704 года носил имя Павловск (Новопавловск). Пётр Великий, предположив покорить Азов, сделал Борисоглебск временным депо для заготовки леса к постройке каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию здесь промышленности.



В Борисоглебске в начале XX века существовала весьма оживлённая пристань, по близости к Хопру названная Хопёрской. Ещё в 1870-х годах на здешней пристани грузилось более 52 тыс. м³ зерна и муки; в Борисоглебск на луговой стороне Хопра и Вороны ежегодно строилось до 2 тыс. барок, отправлявшихся с товарами в Ростов и Таганрог; ежегодно здесь бывало до 10 тыс. бурлаков.


Проведением Грязе-Царицынской дороги Борисоглебск связался с Царицыным и, следовательно, с Приволжским краем, с одной стороны, и с портами Балтийского моря, с другой, и быстро стал одним из оживлённых хлеботорговых пунктов чернозёмного края, через который направлялись в Санкт-Петербург и Москву хлеб, лес, керосин, рыба, икра, арбузы, а также соль из озёр Астраханской губернии, которой снабжался весь район железной дороги.



В 1890 году на участке Грязи — Борисоглебск (199 км) было выручено по перевозке грузов и др. — 3 418 925 руб., или — 17 181 руб./км. По сведениям 1885 года, в Борисоглебске проживало 13 007 жителей (6325 мужского пола и 6682 женского пола), почти исключительно православных. В Борисоглебске в начале XX века имелась женская (4 класса) и мужская (6 классов) прогимназии, техническое железнодорожное училище, два приходских городских училища и др. Из ярмарок тогда выделялись казанская (6 июля), продолжавшаяся 3 дня, имевшая важное (местное) экономическое значение.



В Гражданскую войну находился в зоне боевых действий между Рабоче-крестьянской Красной Армией, с одной стороны, и Добровольческой и Донской армиями — с другой, неоднократно переходил из рук в руки. Борисоглебский уезд был охвачен Тамбовским восстанием.


В декабре 1922 года в Борисоглебске была создана 2-я военная школа лётчиков Красного воздушного флота, готовившая пилотов для ВВС, ставшая позднее Борисоглебским высшим военным авиационным ордена Ленина Краснознамённым училищем лётчиков имени В. П. Чкалова, с мая 2001 года — Борисоглебский учебный авиационный центр (филиал) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (ныне Качинское военное училище).



В 1940 году на базе педагогического училища был основан учительский институт в составе двух отделений — физико-математического и филологического. Он давал выпускникам неоконченное высшее образование. В сентябре 1952 года учительский институт был реорганизован в педагогический институт, призванный готовить специалистов с высшим образованием для средних школ.


В 1708 году, при первом разделении России на 8 губерний, Борисоглебск приписан был к Азовской губернии. В 1719 году, когда границы губерний вторично были изменены, Борисоглебск вошёл в Тамбовскую провинцию, в 1732 году перечислен в Воронежскую губернию, а в 1779 году, когда образовано было Тамбовское наместничество, — Борисоглебск был сделан одним из 15 уездных городов наместничества.



Весьма выгодное географическое положение города, связанного водным путём с портами Азовского и Чёрного морей (Ворона, Хопёр, Дон, Азовское море), в значительной степени влекло к нему произведения не только своего уезда, но и также уездов Кирсановского и Балашовского и всей южной половины губерний и смежных уездов губерний Саратовской и Воронежской.


Во времена Петра Первого был знаменит, главным образом, корабельным Теллермановским лесом. В период подготовки к Азовским походам здесь, в Теллермановском дубовом массиве, заготавливали лес и строили вспомогательные суда и баржи для Азовского флота.



Это способствовало привлечению сюда населения и хозяйственному освоению местности. Вокруг города возникали слободы работных людей. В 1708 г. жители Борисоглебска присоединились к восстанию под предводительством К. Булавина, но были разбиты царскими войсками.


В 1713 г. на город был совершён последний набег калмыков и татар. Постепенно, по мере продвижения границ России на юг, Борисоглебск терял военное значение и к середине XVIII в. превратился в торговый и ремесленный город — значительный пункт по закупке и сбыту хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственного производства. Водный путь связал его с портами Азовского и Чёрного морей, куда отправлялось ежегодно от 60 до 90 барок с хлебом, ржаной мукой, овсом, а также лесом.