Бор — город (с 1938) в России, административный центр городского округа Бор Нижегородской области. Город расположен на левом берегу Волги, напротив города Нижнего Новгорода, с которым соединён совмещённым автомобильным и железнодорожным мостом (с 1965 г.) и пассажирской канатной дорогой (с февраля 2012 года).
В состав города включены посёлки городского типа Большое Пикино, Боталово, Неклюдово, Октябрьский, деревня Летнево и жилой массив Пичугино. Ближайшие города: Нижний Новгород, Семёнов, Балахна, Дзержинск, Городец, Кстово. Расстояние до Москвы — около 450 км.
По одной из версий название «Бор» пошло от хвойных лесов, которые начинались севернее Нижнего Новгорода и являлись южной оконечностью южной тайги, начинающейся в Нижегородской области.
Исторические материалы свидетельствуют, что в древности по берегам притока Волги — реки Везломы — обитали финно-угорские племена (в частности, мещера). Прародинами Бора считаются слободки Везломская, Копытовская и Никольская. Образованная у начала заволжской торговой дороги жителями Везломской и Копытовской слободок, слободка Никольско-Боровская (или просто Боровская) была преобразована в крупное село Бор в XIV веке.
Жители слободок и села Бор активно занимались ремёслами (плотницкое и столярное дело) и охотой. Во все времена жители Бора занимались извозом. Борский перевоз выполнял функцию «главных ворот» Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно.
Интенсивное заселение и развитие Бора и территории будущего Борского района происходило в начале XVII века. Во второй половине XIX века промышленное развитие Нижнего Новгорода не обошло стороной и Борскую слободу: в ней укрепляется судостроительный промысел, строятся каменные дома и церкви, а сосновые леса ниже по течению Волги (Моховые горы) становятся популярным местом дачного отдыха.
В 1887 году население Бора составляло более 1400 жителей. В селе одна школа и больница, действовало несколько торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. На окраинах села Бор работало порядка 20 кузниц. В центре располагалась Базарная площадь. Здесь постоянно велась торговля и два раза в год устраивались большие ярмарки.
В Нижнем Новгороде во второй половине XIX века активно развивалось пароходство, что в том числе способствовало и развитию перевозного промысла в Бору. Бор в то время представлял собой крупное торговое село, где также были широко представлены валяльный и кузнечный промыслы.
С приходом к власти советов, в течение первых пятилеток в Борском районе была создана новая мощная промышленная база, а село становится рабочим посёлком. В 1923 году был основан завод «Красная Рамень», занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны.
В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н.Новгород-Котельнич, связавшая Нижегородский промышленный район с Уралом и Сибирью, а также востоком и севером России. Развивались и другие области промышленности — судоремонтная, торфообразующая, лесозаготовочная. В 1934 году был запущен механизированный стекольный завод для нужд тяжёлой промышленности.
27 ноября 1938 года рабочий посёлок Бор был преобразован в город. 14 сентября 1942 года Бор получил статус города областного подчинения.
В прошлом Бор стоял непосредственно на берегу Волги. Сейчас, после заполнения Чебоксарского водохранилища и изменения русла, он отстоит от реки примерно на километр и примыкает к огромной пойме, прекрасно видимой от Нижегородского Кремля (с высокого берега Волги). В 2004—2005 годах в состав города включены окружающие посёлки, деревня Летнево и жилой массив Пичугино.
В 2011—2015 года в Бору активно развивается коттеджное строительство в районе Боталово, в рамках реализации социальных программ по предоставлению жилья.
Открытие в 2012 году канатной дороги отражает стремление властей Нижнего Новгорода укрепить связь со своим спутником. В конце 2013 года стало известно, что по планам развития города-спутника к 2030 году город Бор станет частью Нижнего Новгорода.
В 2017 году был открыт Второй Борский мост, который соединяет Нижний Новгород и Бор, максимальная загрузка моста составляет 105 000 автомобилей в сутки, что позволило частично разгрузить трассу Р-159 «Нижний Новгород — Шахунья — Киров», однако полностью проблема транспортных заторов на участке Нижний Новгород — Неклюдово до сих пор не решена. В 2018 году был проведён Чемпионат мира по футболу 2018, и город Бор был выбран базовым лагерем сборной Уругвая.