Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Город Бодайбо. История и достопримечательности

Бодайбо — город (с 1903) в России, административный центр Бодайбинского района Иркутской области. Центр Бодайбинского муниципального образования. Город расположен на правом берегу Витима у впадения в него реки Бодайбо в 1095 км к северо-востоку от Иркутска.



Первые русские люди появились на Витиме в 1639 г. Это был отряд атамана Михаила Перфильева. Их встретил суровый необъятный край, где лишь изредка встречались кочевья эвенков. Почти два века этот район оставался малоизученным. Только с открытием здесь первых золотых россыпей в 1846 г. началось его освоение.


Для хозяйственного развития района потребовалась база, и в 1864 г. в удобном месте на берегу Витима, в устье речки Бодайбо, основали приисковую Бодайбинскую резиденцию (склад грузов и перевалочный пункт). Сначала резиденция обслуживала лишь один Стефано-Афанасьевский прииск, но вскоре стала опорной базой освое­ния всей обширной территории Лено-Витимского золотоносного района.



Название резиденции (данное по речке с эвенкийским названием Бодайбо) оказалось созвучным со старинной старательской мольбой-талисманом «Подай Бог!». Первые золотоискатели увидели в этом случайном совпадении звучания русских и эвенкийских слов знаменье, предвещающее удачу. И действительно, вся дальнейшая история Бо­дайбо была связана с очень успешным развитием в районе золотодо­бывающей промышленности.



Уже в начальный период, в течение первых 20 лет, вблизи Бодайбинской резиденции было добыто около 25 т золота. А в 1881 г. здесь был найден самый крупный золотой самородок — весом 26 кг! Однако к концу XIX в. наиболее богатые поверхностные россыпи были выработаны. Потребовались значительные средства для проведения широкомасштабных геологоразведочных работ с целью обнаружения новых крупных запасов золота, а также для технического переоснаще­ния и обустройства приисков.



В 1896 г. было создано крупнейшее в России акционерное обще­ство «Лензото» («Ленское золотопромышленное товарищество»), что дало возможность привлечь в золотопромышленность отечественных и иностранных инвесторов и объединить их ресурсы. К началу 1910 г. доля иностранных инвестиций в капитале акционерного общества до­стигла 65 %. К тому времени «Лензото» держало в своих руках почти все крупные прииски Лено-Витимской системы (122 прииска) и Лено-Витимское пароходство, став самым мощным золотопромышленным предприятием мира.


Началось ускоренное освоение района. Уже в 1895 г. здесь были проложены первые рельсы узкоколейной железной дороги — от при­стани через Бодайбинскую резиденцию до ближайших приисков (это событие произошло за три года до прихода первого поезда в Иркутск).



Через год заработала первая в Иркутской губернии (и вторая в России) гидроэлектростанция мощностью 300 кВт (в то время самая мощная в России). Была проложена первая в стране линия электропередач. Всего к 1914 г. в районе действовало шесть гидроэлектростанций, рабо­тавших в единой энергосистеме (первой в России). Их электроэнергия использовалась не только для производственных целей, но и для бытовых нужд.


На Надеждинском при­иске открыли (впервые в Рос­сии) электрифицированную железную дорогу, служившую для перевозки торфа, гальки и золотоносных песков. В этот же период для проходки шур­фов стали применять (опять же впервые в России) алмаз­ное оборудование. А для про­ведения геологоразведочных работ приглашались лучшие отечественные и зарубеж­ные специалисты, среди которых был будущий академик АН СССР В.А.Обручев.