Город Бикин. История и достопримечательности

Бикин — город (с 1938 года) в России, административный центр Бикинского района Хабаровского края. Образует городское поселение Город Бикин как единственный населённый пункт в его составе. Самый южный город Хабаровского края. Расположен около границы с Китаем, на Уссурийской низменности, на правом берегу реки Бикин (приток Уссури), в 215 км к югу от Хабаровска. Территория — 85 км². Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.



В первую очередь Бикин известен тем, что он самый южный город Хабаровского края. И хотя его история в качестве города началась только в XX веке, как поселение он уже существовал с конца XIX века. Получив импульс со строительством Транссиба, Бикин, хоть и не превратился в крупный центр, тем не менее, стал достаточно известным населённым пунктом Дальнего Востока со своей историей.


Русский Дальний Восток начал активно заселяться со второй половины XIX века. Однако, до тех мест, где возник Бикин, русские добрались не сразу. Ещё в 1893 году здесь была глухая тайга. В этом месте протекала река Бикин, один из притоков Уссури, название которой переводится с удэгейского как «Старший брат».



При чём здесь брат, если речь шла о реке? Возможно, что так удэгейцы, проживавшие по берегам этой реки, представляли «взаимоотношения» Бикина с другими речушками. Бикин – старший брат, а многочисленные притоки – его сёстры.


Правда, есть ещё мнение, что название Бикин и означает «река, текущая между гор». Сами удэгейцы, описывая её, говорили, что она богата рыбой, а прибрежные горы – зверьём. Сюда, в эти богатые места в конце XIX века начали прибывать и русские поселенцы. Это были казаки образованного на Дальнем Востоке Уссурийского казачьего войска.



Они основывали свои станицы на юге края, в том числе на берегу реки Уссури. Такое поселение появилось и на левом берегу реки Бикин. Назвали его село Оренбургское, возможно потому, что основали его выходцы из Оренбургских казаков. Сам же Бикин возник чуть позднее на противоположном, правом берегу реки, напротив села.


Толчком к появлению посёлка Бикин стало строительство Уссурийской железной дороги. Оно предполагало возведение 30 станций в 1894 году. Одной из этих станций северного участка Уссурийской дороги и стал Бикин.


Он появился в 1895 году как казачий посёлок, и назывался тогда Бикинский, как и целый станичный округ Уссурийского казачьего войска. Из сёл Козловки и Лончаково сюда перешло правление казачьей станицы. Здесь же проходил и Бикинский строительный участок железной дороги, известный под номером семь.



Так, в ходе строительства Уссурийской железной дороги и появилась станция Бикин, а рядом с ней – Бикинский мост. Здесь же находилась и резиденция строительства железной дороги, а начальником строительного участка здесь был инженер Бочаров Николай Николаевич. По сложившейся на Уссурийской дороге традиции давать в качестве названий станций имена инженеров-строителей, одна из них была названа Бочарово.


Первыми жителями Бикина стали сами строители станции – вольнонаёмные рабочие, прибывшие сюда по переселению, а также закончившие службу солдаты. Но главное, была построена железнодорожная станция, что само по себе способствовало притоку в поселение населения. В Бикин стекались жители ближайших станиц и сёл, решившие перебраться поближе к железной дороге.


В 1897 году Бикин появился в официальных документах – его упомянули в книге первой всеобщей переписи населения Российской империи по Приморской области. В этом году произошло важное для посёлка (и не только) событие – торжественное завершение работ по строительству Северного участка Уссурийской железной дороги. Это означало установление постоянного железнодорожного сообщения между Хабаровском и Владивостоком: с 1 сентября 1897 года почтовое, а уже с середины сентября того же года — товаро-пассажирское.



По новому пути на Дальний Восток хлынули переселенцы. Появлялись новые населённые пункты, а уже существовавшие стали расти. В особенности хороший толчок к развитию получили те, что находились вблизи от железнодорожных станций, как тот же Бикин. Хотя иногда этому способствовали и другие обстоятельства. Например, после сильного наводнения 1904 года большая часть населения села Оренбургское перебралась в Бикин.


А в 1907 году сюда массово переселились забайкалькие казаки. Из станицы Козловской сюда было переведено станичное управление. Так, посёлок Бикин не просто превратился в станицу, а стал центром станичного округа. Его станичным атаманом стал Никифор Сильверстович Пономарев.


Места эти привлекали не только тех, кто решился накрепко связать свою судьбу с сельским хозяйством, хотя многие продолжали искать удобные земли. В 1905 году владивостокский лесопромышленник Л.Ш. Скидельский на территории Бикинской станицы начал строительство небольшого завода. В 1908 году предприятие выпустило первую партию пиломатериалов.



Первоначально численность работников была не очень большой – 22 человека. Да и само предприятие было не сильно крупным – главный корпус, в котором находилось пять пилорам для распилки леса, столярный корпус, помещение с двигателем, вырабатывавшим электроэнергию, и склад. Но уже к 1910 году работников было более 60 человек, а в год заводик распиливал до 27500 кубометров.


Завод давал возможность заработать и другим жителям, ведь сельское хозяйство в станице было не особо развито. Было несколько зажиточных семейств, владевших конными обозами. Они и получали подряды от Скидельского на заготовку, сплав и выкатку леса.



Сами их хозяйства были достаточно обеспеченными и передовыми: ими использовались такие сельскохозяйственные машины, как двухлемешные плуги, сеялки, культиваторы, молотилки, жатки, бороны. В самой станице даже была паровая мельница! Но сами подрядчики сельским хозяйством не занимались – они сдавали свои земли в аренду менее обеспеченным односельчанам, а осенью получали с них причитающуюся часть урожая. Хотя были и такие, кто работал и в сельском хозяйстве на себя, имея не очень большие земельные наделы (середняки). У них было по 3 – 5 десятин, которые они засевали овсом, пшеницей и гречихой.


Бикин не мог похвастаться большим количеством культурных или образовательных учреждений. Но две школы в поселение было. Первая – одноклассная войсковая школа, в которой училось 32 мальчика и 18 девочек. Чуть позже в Бикине появилось ещё начальное железнодорожное училище.