Город Белово. История и достопримечательности

Белово — город областного подчинения в Кемеровской области России. Административный центр Беловского городского округа. Расположен на юге Западной Сибири, в центральной части Кузнецкого угольного бассейна (Кузбасса).

Город расположен под 54°25' с. ш. и 86°18' в. д. Расстояние до Москвы — 3048 км по прямой, 3715 км — по автодорогам.



Белово находится в центральной части Кемеровской области между областным центром Кемерово и городом Новокузнецком. Ближайшие соседи — города Полысаево, Ленинск-Кузнецкий, Гурьевск и Киселёвск. Расстояние до Кемерово — 124 км, до Новокузнецка — 110 км.


Город расположен в Кузнецкой котловине, на реке Бачат. Ландшафт района — равнинный, слабохолмистый, характерный для Кузнецкой лесостепи. В окрестностях Белова и населённых пунктов, образующих Беловский городской округ, сохранились массивы природных лиственного и хвойного лесов. Вокруг города имеются значительные площади искусственных посадок сосны.



Основной водной артерией Белова является река Бачат, образованная слиянием двух русел в южной части города. По территории города также протекают реки Иня, Уба, Черта, Мереть и другие.


Согласно Генеральному плану города Белово Кемеровской области, площадь территории Беловского городского округа составляет 219,34 км². По данному показателю Белово занимает 61-е место в Списке городов России с территорией больше 100 квадратных километров.



Земли сельскохозяйственного использования составляют 28,8 % земель города. Под жилую застройку занято 21,5 % территории города, промышленная зона земель составляет 23,3 %.


История Белово начинается с 1726 года, когда появилась первая заимка беглого крестьянина Фёдора Белова. В 1851 году началась разработка угольных месторождений недалеко от деревни Белово, когда была открыта Бачатская копь.



Это была первая шахта в Кузбассе, однако долгое время Белово было захолустной деревенькой, пока в 1921 году не открылась железнодорожная ветка Кольчугино — Белово — Усяты. 4 декабря 1938 года рабочему посёлку Белово присвоен статус города.


С развитием угольных предприятий город активно строился, возрастало его население. 12 декабря 1940 года Белово получило статус города областного подчинения.


С распадом СССР экономика продолжала действовать по инерции — поддерживалось городское хозяйство, работали шахты, обогатительные фабрики, социальные учреждения.



С началом реструктуризации угольной отрасли и переделом собственности, а также разрушением старых экономических связей закрылись промышленные гиганты города: Машзавод, трикотажная фабрика, Беловский цинковый завод. Остановилось пищевое производство: мясокомбинат, гормолзавод и хлебокомбинат.


Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов», включён в список моногородов Российской Федерации с риском ухудшения социально-экономического положения.


Центральная часть, называемая местными жителями «Город» и реже «Белово», начала застраиваться в 20—30-е годы XX века вблизи железнодорожной станции «Белово», имеет чётко организованную структуру параллельных улиц, к западу от железной дороги.



Наряду с традиционными советскими названиями в центре города жители используют для наименования улиц порядковые номера. Из-за перестройки центра города номера улиц спутались, возникли улицы без номеров и нет единого мнения относительно того, под каким номером какая улица существует.


Наиболее часто употребляются порядковые номера — 1-й (Железнодорожная), 5-й (Октябрьская) и 9-й (Пролетарская) улиц. Совхозный, Треугольник, Третий, Четвёртый и Шестой микрорайоны приписываются к центральной части города, хотя и не вписываются в её линейную застройку.



В 1970-е — 1980-е годы центральная часть города была перестроена, снесено много многоквартирных бараков и частных домов — по большей части деревянных. Добротная сталинская архитектура местами сохранилась на улице Ленина, Юбилейной, Чкалова.


Таким образом, город в своей центральной части приобрёл некоторые черты «парадной застройки» и в этом смысле выглядит презентабельнее Ленинска-Кузнецкого и Прокопьевска, в которых постройки барачного типа очень легко встретить и на центральных улицах.



Нетронутыми остались деревянные и щитовые многоквартирные бараки на улице Железнодорожной, квартале Волошиной-Чкалова-Мичурина и других. Расселение их откладывается, так как в более ветхом состоянии находятся дома, оказавшиеся на подработанных территориях (Бабанаково и Чертинский), а также в связи с общим экономическим упадком в городе.