Балашов — город (с 1780 г.) в России, административный центр Балашовского района Саратовской области. Образует одноимённое муниципальное образование город Балашов со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.
Балашов был основан в XVII веке ясачным крестьянином Григорием Болашевым как хутор, затем стал деревней. Указом императрицы Екатерины II от 7 (18) ноября 1780 года бывшему дворцовому селу был придан статус уездного города и Балашовский уезд вошёл в Саратовскую губернию.
Балашовский уезд занимал западную часть Саратовской губернии и граничил с землями Войска Донского, Тамбовской и Воронежской губерниями. По площади он занимал 3-е место в губернии. По данным того времени земельная площадь Балашовского уезда определялась примерно в 71916 квадратных верст. Это составляло около 13—14 % от всех земель Саратовской губернии.
Появляется пристань, по реке сплавляют хлеб. Впервые сплав по реке Хопер был предпринят купцом Михаилом Михайловичем Голосевым в первой половине XIX века. Загрузив судно разными мелочными товарами, он благополучно прошел на нём вниз мимо Балашова. Его примеру в 1836 году последовал волжский купец Превратухин. Он стал сплавлять по Хопру лес. В 1840 году была спущена барка с мукой в Ростов-на-Дону. По проторенному водному пути реки Хопра в 1849 году было переправлено 19 барок с грузом на сумму 219300 рублей серебром.
Барки строились в сельце Болыншине Сердобского уезда, а потом стали покупать их на Волге и в разобранном виде доставлять в г. Балашов, Турки, где существовали пристани. В селах Аркадак, Большая Грязнуха, Лопатино, Пинеровка, Чириков, Красный Яр их собирали, загружали товарами и полой водой отправляли в южные губернии России.
Балашов в начале XIX века — десятый по количеству жителей среди городов губернии, он быстро растёт, превращаясь в значительный торгово-промышленный центр западной окраины Саратовской губернии. В 30-е годы XIX века общее число горожан составляло 2104 человека. В городе действуют ярмарки и базары. В 1864 году было открыто первое учебное заведение — приходское училище.
Затем появились городское четырёхклассное училище, мужская и женская гимназии, духовные ремесленные училища. В городе по данным Всероссийской переписи населения 1897 года действовало 6 школ, земская больница, детский приют, 2 богадельни, 7 церквей, в том числе Свято-Троицкий собор. Работали заводы: салотопленные, кирпичные, маслобойные, чугунолитейный и механические мастерские. Одна за другой выросли мельницы. В начале XX в. в городе работали уже 6 механических паровых мельниц.
Торговля шумела на базарной площади — Троицкой. Четыре раза в год проводились ярмарки: Евдокийская, Троицкая, Рождественская, Ильинская. Наиболее крупными были торговые заведения «шерстяных, бумажных, шелковых, суконных, полотняных и меховых товаров, колбасная торговля Павловых, булочные и кондитерские Д.Дудакова и И.Ваккера, винно-гастрономическая торговля В. Р. Ваваева, чаю и сахару братьев Е. и А.Дозоровых», игольно-галантерейная торговля М. К. Васильева, мануфактурные магазины В. Ф. Семенова, М. А. Богатырева. Были открыты представительства компаний «Зингер» и «Форд».
Строительство железных дорог через Балашов началось в 1891 году. Наиболее крупными предприятиями считались станции Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог с их службами, депо и мастерскими. Город связало прямым сообщением с Камышином и Тамбовом (1894 г., Рязано-Уральская железная дорога), Пензой и Харьковом (1895 г., Юго-Восточная железная дорога). К 1894 г. был построен первый железнодорожный мост через Хопёр у Балашова. Это дало толчок развития местной промышленности и торговли.
В 1898 году население города достигло 12 166 человек, в 1907 году — 24 700 человек. Основным сословием, занимающимся торговой и промышленной деятельностью, было купечество.
На начало XX века в городе было 22 улицы и переулка, 2500 жилых строений, 2 площади и городской общественный сад площадью в 4080 квадратных саженей. Появился водопровод, освещение улиц производилось керосиновыми фонарями, 6 православных храмов, молитвенные дома баптистов, молокан, субботников и евреев, народный дом, 2 кинотеатра. Имелись паровые мельницы, электростанция, чугунолитейный завод, 3 маслобойных завода, 2 кирпичных и 3 кожевенных завода, предприятия станций Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог.
В бывших дворянских усадьбах — Падах, Отрадине, Бобылевке, Зубриловке — побывали поэты Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, П. А. Вяземский, Я. П. Полонский, баснописец И. А. Крылов, художники В. Э. Борисов-Мусатов и К. А. Коровин, композитор, пианист и дирижёр С. В. Рахманинов.
19 ноября 1917 года в здании Народного Дома была провозглашена Советская власть в городе и уезде.
Все предприятия после октябрьской революции 1917 года были национализированы.
В годы гражданской войны Балашовский уезд неоднократно подвергался вторжению отрядов «зелёных» и «антоновцев». В городе размещался штаб 9-й Армии Южного фронта.
В 1928 году после упразднения губерний и уездов город становится центром Балашовского района и Балашовского округа Нижне-Волжского края. В состав района вошли 48 сельсоветов и 5 волостей: Тростянская, Ивановская, Козловская, Падовская и Луначарская.
После его создания в городе началось крупное строительство: появился новый металлозавод, электростанция, были реконструированы и расширены ранее существовавшие предприятия. В 30-е годы ХХ в. в городе начали работу комбикормовый завод, хлебозавод, плодоовощной комбинат, нефтебаза, новые школы и детские сады. В 1930 году открыта 3-я объединённая школа пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота, в 1933 году педагогический институт.
В годы Великой Отечественной войны Балашов являлся важным железнодорожным узлом, через который шло снабжение Сталинградского и Донского фронтов. Осенью 1941 года в город был эвакуирован киевский завод «Арсенал-2».
Авиарембаза наладила круглосуточную работу по ремонту самолётов. На предприятиях города был освоен выпуск необходимой фронту продукции. На территории Балашова и Балашовского района разместилось более 20 госпиталей. В декабре 1943 года в Балашов было передислоцировано Орловское бронетанковое училище.
Немало ярких страниц балашовцы вписали в летопись Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. 12 земляков, 13 участников войны, в разные годы проживавших в городе и районе, 132 выпускника 3-й Балашовской школы ГВФ и 1-й Балашовской военной школы пилотов были удостоены звания Героев Советского Союза.
6 января 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Балашовская область. Её территория была сформирована за счёт разукрупнения Саратовской, Воронежской, Сталинградской и Тамбовской областей. Годы существования области (1954—1957) были временем интенсивного строительства, промышленного и культурного развития города.
Открывались новые заводы (машиностроительный, авторемонтный, перерабатывающий), фабрики, магазины, школы и больницы. Жилищная площадь Балашова в эти годы увеличилась более чем на 60 тыс. м². В городе были построены кинотеатр «Спартак» на триста мест, гостиница на сто номеров. Большое внимание уделялось строительству новых и реконструкции существующих предприятий промышленности — словом, произошли благоприятные изменения во всех сферах жизни города, и был заложен хороший фундамент для его дальнейшего роста и развития. Однако в ноябре 1957 года Балашовская область была реорганизована, и Балашов вновь вошёл в состав Саратовской области как центр Балашовского района.
В сентябре 1958 года в Балашове открывается слюдяной комбинат. До этого существовал только цех по расщеплению слюды. При полном освоении мощностей на комбинате могли трудиться порядка 7 тыс. работников. Под цеха слюдокомбината передали здание Дома Советов. Корпус по ул. Карла Маркса строился самим комбинатом. Решение о строительстве обувной фабрики и комбината плащевых тканей принималось в то же время.
В 1958 г. в Балашове открылась школа-интернат, получившая добротные здания облисполкома и областного управления сельского хозяйства. Кооперативный техникум открылся после реконструкции административного здания облпотребкооперации на углу улиц Пушкина и Ленина. Появилась новая городская больница.
В настоящее время Балашов — самый большой после Саратова город в Правобережье области.
Награды 9 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с двухсотлетием город Балашов был награждён орденом «Знак Почёта».
Россия
После распада СССР в Балашове закрылось много больших производств, в том числе сильно сократились мощности крупнейшего предприятия — комбината плащевых тканей (КПТ).
В 1990 году в Балашове планировалось возвести новое здание драматическому театру, но из-за развала страны осуществить планы не удалось. Драматический театр долгое время теснился в небольшом помещении на 70 мест.
В 2017 году было открыто новое здание драматический театра. Теперь ежегодно в городе проводится фестиваль «Театральное Прихопёрье», где участвуют многие известные театры России, в том числе Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова, Государственный Театр Наций, Московский академический театр имени В.Маяковского, Молодёжный экспериментальный театр МГИК «Мастерская Скорика».
В 2018 году проект реконструкции набережной реки Хопёр победил в федеральном конкурсе «Исторические поселения и малые города», благодаря которому город получил 100 млн рублей на осуществление проекта. В 2019 году набережная была открыта.
Город расположен на восточной окраине Окско-Донской равнины, на реке Хопёр (приток Дона), на пересечении железнодорожных линий Тамбов — Камышин и Поворино — Пенза, в 210 км к западу от Саратова.
Через город протекает одна из рек средней полосы России — Хопёр, которая делит Балашов на две неравные части — частный сектор и центральный, с постройками городского типа.
Среднегодовая скорость ветра — 3,5 м/с. Среднемесячная — от 2,7 м/с в июле и августе до 4,1 м/с в январе и феврале.
Среднегодовая относительная влажность воздуха — 74 %. Среднемесячная — от 58 % в мае до 87 % в ноябре и декабре.