Город Балашиха. История и достопримечательности

Балашиха — город в России, в центре Московской области, крупнейший город области. Образует город областного подчинения с административной территорией и одноимённое муниципальное образование городской округ Балашиха. Основан в 1830 году. Население города составляет 507 307 чел.



После расширения в 2003—2004 годах город занимает обширную территорию к востоку от Москвы, простираясь с севера на юг на 16 км, а с запада на восток — на 19 км. Город расположен на реках Пехорке и Горенке.


На городской территории расположены девять остановочных пунктов железной дороги (платформа Горенки и станция Балашиха — на ветке от станции Реутово, а также пять платформ и станции Железнодорожная и Купавна (частично) — на главной линии Горьковского направления Московской железной дороги).

Главные автотранспортные артерии: М7 шоссе Энтузиастов, А103 Щёлковское шоссе, Носовихинское шоссе.



22 января 2015 года в состав Балашихи согласно закону, принятому Московской областной думой, вошёл город Железнодорожный. Население объединённого города составило 482 209 человек, а объединённого городского округа 501 610 человек (на 1 января 2019 года).


Балашиха по состоянию на 1 января 2016 года в России стала четвёртым по численности населения из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации (после Тольятти, Новокузнецка и Набережных Челнов).


Балашиха — бывший старинный центр текстильной промышленности (со времени основания города).



Балашиха расположена в западной части Мещёрской низменности со слабоволнистым плоским рельефом, на песчано-галечной равнине, имеющей ледниковое происхождение. Почвы дерново-подзолистые и глеево-дерново-подзолистые. С увеличением глубины содержание песка увеличивается до 90—97 %. В окрестностях Балашихи есть отвалы, образованные из грунта, выбиравшегося при строительстве московского метрополитена.


Климат умеренно континентальный с достаточным увлажнением, формируется под воздействием воздушных масс Атлантического океана. Преобладают западные и юго-восточные ветры. В течение года через территорию района проходят западные и южные циклоны. Сумма активных среднесуточных температур воздуха составляет 1900—2100 градусов, среднегодовое количество осадков в значительной мере варьируется по годам и по многолетним наблюдениям составляет 500—650 мм. Среднегодовая влажность воздуха — 78 %.



Леса в основном смешанные. С запада елово-широколиственные, с востока сосново-широколиственные. Лесные массивы вклиниваются во все основные районы Балашихи. Главное богатство лесов — сосна. В борах верхний ярус составляют сосны, ели с примесью берёзы и дуба, широкое распространение по долинам рек имеет осина. Подлесок в таких лесах состоит из рябины, крушины, жимолости, почва покрыта ковром мхов, трав, ландышей, кислицы. Лиственные породы произрастают большей частью вдоль рек.


На растительный мир окрестностей города оказала существенное влияние деятельность человека. В старинных усадебных парках высаживались растения, в диком виде не растущие в здешних местах. Площадь городских и усадебных парков составляет более 240 га. До сих пор вокруг Балашихи встречаются интродуценты — растения, привнесённые сюда человеком. Основу парков составляют, как правило, липовые посадки. В Горенках и Пехра-Яковлевском сохранились лиственница сибирская, тополь белый, спирея дубравколистная, боярышник, клён татарский.



В окрестностях Балашихи можно встретить пихту сибирскую, каштан конский, ель колючую, орех маньчжурский, сирень венгерскую и обыкновенную, жимолость татарскую, черёмуху Маака. В Пехра-Яковлевском встречается такое экзотическое растение, как гречиха сахалинская, а в Горенках — фиалка душистая.


Временем основания Балашихи принято считать 1830 год, когда князь Трубецкой вместе с купцом Павлом Молошниковым построил на месте плотины и мельницы небольшую деревянную фабрику по производству сукна. В 1846 году купец Павел Молошников перестраивает её под производство хлопчатобумажных тканей.

На месте бывшего сельца Блошино вскоре выстраивают новый пятиэтажный корпус, куда в 1850 году и переводится основное производство. В то время на 128 машинах с 10 тысячами веретён трудились 510 рабочих. Фабрика производила 5130 пудов пряжи в год на 129 тысяч 467 рублей серебром.



Территория Балашихи на карте Московского уезда 1849 года

В том же 1850 году из Англии выписывается 50-сильный паровой двигатель фирмы «Пратт» с воздушным охлаждением. Для монтажа нового оборудования в том же году в Балашиху приехал мастер Майкл Лунн, который возглавлял фабрику на протяжении 45 лет.


В 1873 года купцы и фабриканты Иван Карзинкин, Павел Шелапутин, Михаил Щеглов вместе с Лунном образовали Товарищество на паях «Балашинская мануфактура». В 1875 году на производстве было почти 22 тысячи веретён, а основной капитал Товарищества составил 600 тысяч рублей. В 1879 году на мануфактуре насчитывалось 905 рабочих, а сумма годового производства превысила 1 млн рублей, а уже через 11 лет, в 1890 году, на фабрике работало 2687 рабочих, а сумма годового производства увеличилась почти в 3 раза.



Начало XX века ознаменовалось для мануфактуры ещё большим экономическим ростом. В 1903 году число рабочих на ней превышало 3 тысячи человек, а сумма годового производства приблизилась к 5 млн рублей. Вокруг предприятия возникло фабричное поселение, получившее законченный вид к 1907—1910 годам.


К 1914 году фабрика представляла собой сложный хозяйственный механизм — промышленные корпуса и кирпичные рабочие казармы, школа, больница, рабочее училище, богадельня. В 1912 году от Реутова к фабрике была проложена железнодорожная ветка с многочисленными подъездными путями. На станции Балашиха размещалась почтово-телеграфная контора — первый узел связи будущего города. В окрестностях Бисерова озера для фабрики добывался торф, от Богородска протянули линию электропередачи.



В 1821 году купцом Иваном Четвериковым в урочище Зелёная Роща (бывший Блашинский овраг) была основана шерстоткацкая (суконная) фабрика. Фабрика изначально была очень скромной. В 1843 году здесь работало всего 92 человека, в цехах действовало 16 машин, а годовой объём продукции (сурового сукна) оценивался в 60 тысяч рублей. В 1903 году на фабрике, принадлежавшей тогда Торговому дому И. Ф. Петрова и И. В. Щеглова, работало 355 человек. Сумма годового производства превысила 300 тыс. руб.


В 1907 году на фабрике вспыхнул сильный пожар, который уничтожил основной каменный корпус. В 1908 году на месте сгоревшего здания отстроили новый производственный корпус вместе с водонапорной башней. Автором проекта стал известный российский зодчий Иван Иванович Поздеев, который с 1903 года являлся архитектором Храма Христа Спасителя в Москве.



На месте мельницы Гущинки в начале XX века предприниматель Александр Пименов основал небольшую фабрику искусственной овчинки. По размерам и объёму производства она не могла конкурировать с соседями, но фабричное сельцо Сусаново-Гущинка также стало центром притяжения будущего города.


Во время строительства железной дороги Москва — Нижний Новгород в 1863 году по просьбе князя Петра Дмитриевича Салтыкова был сооружён полустанок, получивший название Салтыковка.