Город Анива. История и достопримечательности. Маяк

Анива — город в Сахалинской области России. Административный центр Анивского городского округа.

Расположен на юге острова Сахалин, при впадении реки Лютоги, в бухту Лососей (залив Анива), в 37 км к югу от города Южно-Сахалинск.


История

Основан в 1886 г. как деревня Лютога. Название с айнского языка переводится как «дорога к морскому берегу». В 1905, согласно Портсмутскому договору, вместе со всей территорией о. Сахалин южнее 50-й параллели отошёл к Японии и получил название Рутака (яп. 留多加) (от айнск. rut — «морской лёд» и aka, akka — «вода»). В 1945, после возвращения сахалинских территорий — вновь в составе России. В 1946 получил статус города и название Анива (по заливу, на берегу которого он находится)[3].



Анива

Климат холодно умеренный. Среднегодовая норма осадков — 811 мм. Меньше всего осадков выпадает в мае, в среднем около 34 мм, а больше всего в сентябре, в среднем около 105 мм. Август самый тёплый месяц года, его средняя температура 17.1 ° C, а самый холодный месяц — январь, со средней температурой -11.6 ° C.



Маяк Анива

Маяк на мысе Анива — бывшее навигационное сооружение на скале Сивучья, крайняя южная точка Сахалина. В последние годы уникальное строение стало настоящей визитной карточкой острова и местом притяжения туристов со всех уголков России и мира. Ознакомившись с информацией ниже, вы узнаете, чем атомный маяк на мысе Анива на Сахалине так привлекает путешественников.



Где находится маяк Анива и как до него добраться

Главный символ Сахалина расположен в юго-восточной части острова, рядом с Тонино-Анивским полуостровом, на скале Сивучья. Добраться до достопримечательности можно только по воде, между маяком и мысом — 20-метровый пролив.

Посещать мыс Анива следует только в составе экскурсий. Самостоятельно добраться до него практически невозможно. Обычно в тур входит трансфер до Новиково, откуда начинается морской путь к мысу Анива, но если это не предусмотрено, вам необходимо сначала добраться до этого села.



Ближайший крупный город — Южно-Сахалинск. Расстояние между двумя точками составляет 118 километров. На автомобиле такой путь можно преодолеть за 2 часа, направляясь на юг по трассе А-391.


Также доехать до Новиково можно на автобусе (с пересадкой). Для начала нужно добраться до Корсакова на автобусе № 115. Транспорт ходит каждые 18 минут с 06:00, стоимость проезда — 135 рублей. Далее из Корсакова в Новиково на автобусе № 521, он ходит по четвергам, пятницам и воскресеньям, стоимость —150 рублей.

От Новиково до мыса Анива 40 минут на лодке.



История сооружения

Несмотря на то, что сейчас сооружение полностью заброшено, история маяка Анива на Сахалине заслуживает особого внимания.

Навигационное сооружение было построено в 1939 году японским инженером Синобу Миура. На Южном Сахалине в период правления губернаторства Карафуто было построено еще 24 подобных строения, однако именно Анива стал уникальным сооружением, аналогов которому на Дальнем востоке нет до сих пор.



Он отличается от других в первую очередь своей локацией. Мыс Анива по сей день считается самым труднодоступным на Сахалине, до него сложно добраться по морю, и практически невозможно — по суше.

В ходе строительства сооружения, которое длилось два года, работники столкнулись с множеством проблем. Им пришлось срезать выпирающую часть скалы, а в дальнейшем нарастить ее, используя бетон. Работу замедляли сильные течения и очень плотный туман. Материалы, которые доставляли по морю, шли очень долго.

Однако после завершения работ судоходство в районе мыса Анива наладилось, и все трудности при строительстве сполна окупились. В маяке был установлен очень мощный осветительный прибор, дальность действия которого составляла 29 километров, что значительно упрощало судоходный путь и помогло избежать множества кораблекрушений.



В советский период сооружение на Сахалине использовалось в военных целях, а в 1968 году его значительно укрепили. Однако в условиях постоянных тайфунов и штормов навигационное устройство часто выходило из строя.

Маяк работал на дизельном генераторе до 1990 года. После его заменили на атомный, и навигационное сооружение стало полностью автономным. Расходы на работу на атомном источнике стали минимальными, но к 2006 году средств на его содержание не выделили, и военные вывезли оттуда изотопные установки, а сам атомный маяк Анива опустел.



Технические характеристики

Навигационное сооружение высотой 31 метр представляет собой девятиэтажную бетонную башню с боковой пристройкой. В центре башни была проложена огромная труба с тяжелым маятником, который необходимо было заводить каждые три часа, чтобы работал осветительный механизм. Длина фокуса линзы на маяке составляла 500 мм, а диаметр — 1000 мм. Также здесь имелся наутофон, специальный прибор для излучения высоких звуков, высота света составляла 40 метров над уровнем моря, а дальность действия — 28,16 км (17,5 мили).

Конструкция по сей день считается одной из сложнейших в мировом маячном строительстве.




Маяк внутри

Сооружение внутри достаточно просторное. На нижнем, цокольном, этаже находились дизельная и аккумуляторная. Пристройку и первый этаж занимали кухня и склад с продуктами.

На втором этаже располагалась радиорубка, вахтенная комната и аппаратная. Далее три этажа занимали жилые комнаты на 12 человек, в них были круглые окна-иллюминаторы, двухъярусные кровати и полки для личных вещей. На шестом этаже была кладовка, а на седьмом — механизмы сирены. На двух верхних этажах находились склад горючего и вращательный механизм. У рабочих не было проблем с водой и отоплением, они были проведены, как и в обычных квартирах, свет поступал в основном через окна, но и электричество в башне имелось (от аккумуляторов). В сооружении были также туалет и баня. Все девять этажей соединяла винтовая лестница.



Интересные факты

Бывшее навигационное сооружение — загадочное и таинственное место. Экскурсоводы и жители острова часто рассказывают туристам интересные факты про маяк Анива, а также знакомят их с местными историями:

существует легенда, которая гласит, что огни маяка каждую ночь призывают души погибших моряков;

в 1971 году в башне произошел несчастный случай, в результате которого погибло двое работников;

1939 по 1946 год сооружение носило название Накасирэтоко.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! В 75-летнюю годовщину победы в ВОВ жители Владивостока на одну ночь зажгли сигнальный огонь с помощью фонаря.