Город Алзамай. История и достопримечательности

Алзамай — город (с 1955 года) в Нижнеудинском районе Иркутской области России. До 2005 года входил в состав муниципального образования «Город Нижнеудинск», с 2006 года образует Алзамайское муниципальное образование. Алзамай находится в 92 километрах на границе Нижнеудинского и Тайшетского районов. Статус города получил в 1955 году, но годом основания Алзамая считается 1887-й, когда начались официальные изыскания по прокладке будущей трассы железнодорожной магистрали.



История города
История города Алзамая начинается с истории села Старый Алзамай. Прокладка Московского тракта вызвала возникновение многих поселений вдоль него. Так в 1750 году на созданном тракте возникло поселение Алзамай. Это название связано с именем одного из выдающихся предводителей Хонгодоровского рода – Алзобе, Олзоны, Олзома – Алзамай.

На окружающей город территории в начале XVll века находилось поселение бурят – скотоводов. В одном из улусов жила семья, в которой росла дочь красавица Алзама. В честь ее был назван улус, а отсюда (вероятно) произошло название поселка (яма) Алзамай, перешедшее к названию  железнодорожной станции. Точного перевода с бурятского языка на русский найти не удалось. Но удалось выяснить, что собственное имя Олзобе означает удачный трофей на охоте, добыча, «зама» - дорога, путь. Таким образом, можно считать, что Алзамай – это русифицированный топоним с бурятскими корнями, означающий дорогу к местам с удачной охотой.

     


В 18-19 вв. в селе Старый Алзамай жили богатые купцы. Был большой магазин. В конце 19-го века они пытаются по Московскому тракту искать покупателей на свои товары. К тому времени по территории будущего Алзамая уже прошла одноколейная железная дорога. Люди стали тянуться к будущей Транссибирской магистрали, поэтому население быстро росло. Первым переселенцем из Старого Алзамая был Иннокентий Колесов со своей семьей. Затем стали переезжать и другие. Сначала насчитывалось 17 домов. Селились в районе будущего вокзала. Точную дату введения в эксплуатацию станции Алзамай в архивах Иркутска не удалось установить. По заявлению Ф.В. Голубева в комиссию по восстановлению избирательных прав, он в 1882 году жил в с. Алзамай и начал работать в партии по разведке железнодорожной трассы от Тайшета до Нижнеудинска. Официально же изыскания по прокладке трассы начались позднее, 15 июня 1887 года. Именно в этом году Ф.В. Голубев поступает в штат, работает и живет уже на ст. Алзамай. Видимо, 1887 год следует считать годом основания  Алзамая.

     


В 1897 году из Нижнеудинска пришел  первый поезд. Это событие произошло, вероятно, во второй половине лета, поскольку рельсы были уложены в 1897 году от Красноярска до 838-й версты, и первый поезд в Нижнеудинск прибыл в сентябре 1897 года. Появились первые железнодорожники, которые селились вдоль железной дороги и Московского тракта. В 1901 году для снабжения паровозов водой возвели водокачку и водонапорную башню. Водонапорная башня была построена рядом с вокзалом, высотой 22 м, с баком емкостью 210 м3 воды. Воду в башенную емкость закачивали двумя локомобилями прямо из реки Топорок. На территории Алзамая было много болот, поэтому приезжающие начали обживать места по другую сторону железнодорожного пути. Население стало увеличиваться, уже  насчитывалось около 50 дворов. Стала развиваться торговля. У многих богатых людей были свои лавки. Появилась мельница семьи латыша Эроп,  на берегу Топорка в районе горы Мельничной. Сельчане приезжали сюда молоть зерно.

     


На месте существующего скверика с лиственницами у вокзала была построена небольшая церковь во имя Святого Николая.  Все началось с того, что начальник станции И.А. Кон для верующих поселка выписал икону Святителя Николая и приказал установить ее в пассажирском здании вокзала. Дорожный мастер А.К. Шашкевич соорудил под икону приличный киот. Так перед иконой стали совершаться богослужения. И, все-таки, церковь была нужна. К ее возведению приступили с конца 1905 года на средства служащих железной дороги при энергичном участии начальника станции И.А. Кона. Церковь была одноэтажная и выкрашена масляной краской. Современники отмечали, что здание церкви было построено в готическом стиле. Кстати, такими были многие пристанционные церкви, возведенные в те годы. 29 июня 1907 года, церковь была освящена во имя Святого Николая и  приписана к приходу Иннокентьевской церкви села Алзамай.

     

   

К началу Гражданской войны вокруг станции Алзамай проживало 174 жителя. По всей Сибири растянулись войска Колчака, чехов, румын. Карательные отряды рыскали в поселках. Многие жители Алзамая ушли в партизанский отряд. Председателем  отряда был Блинов Архип Михайлович, телеграфистом и связным  В.Т.Бурмакин,  К.Е.Герасимов. Партизанам помогали  жители поселка и  дети. Один из них – А.П.Янополец. Сохранили и оберегают алзамайцы могилы двух партизанских разведчиков, схваченных белогвардейцами и повешенных на березе. Это родственники: И.Балыбердин (30 лет) и его племянник А.Иванцов (18 лет). В 1922 году, территория сельсовета с центром - станция Алзамай - входит в состав Иркутской губернии, Восточно-Сибирского края. Первым председателем Алзамайского сельсовета был назначен  Василий Яковлевич Смородин, а первый председатель  Алзамайского  волостного совета депутатов трудящихся Г.И. Балакшин. С установлением Советской власти стали строиться магазины, паровозное депо, для производства шпал в 1925 году был организован Алзамайский пункт Нижнеудинского ЛТХ, в 1927 году, был организован химлесхоз (позднее ХЛХ) треста «Востсибхимлесзаг, в 1932 году появилась семилетняя школа.



В 1937 года, Алзамай вновь стал входить в состав Иркутской области. Примерно до присвоения населенному пункту статуса «рабочий поселок» станция Алзамай территориально входила в состав Алзамайского сельсовета с центром в селе Алзамай. Во время Великой Отечественной войны Сибирь сыграла немалую роль.  Сибирские бригады отправлялись на фронт полностью экипированные. В Иркутскую область было эвакуировано 15 предприятий. В 1942 году в Алзамай был переброшен Днепропетровский стрелочный завод, который выпускал стрелочные переводы, так необходимые железнодорожной магистрали для перевозок грузов на фронт. Сейчас это ремонтно-механический завод.

     


На фронт из Алзамая ушли сотни жителей. На алтарь Победы положили свои головы 82 алзамайца. Их имена высечены на памятнике героям-землякам, павшим в Великую Отечественную войну. Однако, несмотря на все трудности военного времени, населенный пункт под названием Алзамай продолжал расти. В связи с эвакуацией стрелочного завода и созданием лесопромышленной базы, увеличивается число промышленных предприятий, расширяется социальная инфраструктура и административные функции. Населенному пункту, сформировавшемуся вокруг станции, был присвоен 5 марта 1943 г статус «рабочего поселка». Вероятно, с этого времени численность населения станции Алзамай резко увеличилась и превысила таковую в селе Алзамай, из которого продолжался отток населения. Сельсовет переносится из села в рабочий поселок Алзамай.  До 1945 года рабочий поселок Алзамай входил в состав Нижнеудинского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 февраля 1945 года был образован Алзамайский район с центром в поселке Алзамай из территории сельских советов Нижнеудинского района: Алзамайского, Баравинокского, Катарминского и г. Алзамая; Тайшетского района: Калташинского совета.     

Алзамайский район граничил на западе с Тайшетским, на юго-востоке Тангуйским, на севере Братским и Шиткинским, на юге -  с Нижнеудинским районами. Площадь территории Алзамайского района составляла 12,5 тыс. кв. км, на которой, в основном, размещались лесные массивы и сравнительно небольшую часть составляли земли сельскохозяйственного назначения. В это время в городе располагалась районная редакция газеты «По ленинскому пути». В 1945 году был открыт гидрологический пост. В этом же году открылась городская библиотека. 15 сентября 1947 году, был принят Приказ по тресту Иркуттранслес о реорганизации Порогского лестранхоза и организации Алзамайского ЛПХ, в этом же году был организован лесхоз.



В 50-е годы расширяется в связи с развитием промышленных предприятий, возникновением новых и, соответственно, сети социально-культурных учреждений, а вместе с этим выросла численность населения. В 1953 году а Алзамае развернулось большое строительство. Возводилось новое паровозное депо. Стали строиться жилые многоквартирные дома возле станции, дом отдыха. Строительством занимались военнослужащие.  Начало свою работу отделение связи. Ветераны помнят, как строили  его своими руками, как валили лес, сами его возили, сами оббивали кирпич, делали фундамент, засыпали крышу. Свидетели и участники этих событий - Куликова Вера Ивановна, Шабаев Иван Егорович. Алзамай рос, здесь уже  проживало 13,5 тысяч человек.   Поэтому,  в 1954 году Алзамайский исполком районного Совета депутатов трудящихся возбудил ходатайство перед Иркутским облиспокомом о преобразовании рабочего поселка Алзамай в город. И в мае 1955 года в Нижнеудинский район вошла часть территории Алзамайского района, а районный поселок Алзамай  (14 тыс. жителей) стал городом районного подчинения.

Выгодное географическое положение и наличие лесных ресурсов определили его производственный профиль и рост как города с присущей инфраструктурой. Алзамай стал считаться городом лесников и лесного хозяйства. Вся его жизнь была связана с лесной промышленностью. Ремонтно-механический завод восстанавливал лесозаготовительную технику, в Присаянской тайге вел заготовку леса Алзамайский леспромхоз производственного объединения «Тайшетлес»  (сейчас это частное предприятие), леспромхоз треста «Востсибхимлесзаг», Иркутский леспромхоз комбината «Узбеклес». Лес,  лесоматериалы, живица вывозились далеко за пределы города, области и даже страны. Будущее города связывали с дальнейшим развитием индустрии. Сегодня лесом занимаются в основном частные предприниматели.

     


9 октября 2005 прошли первые выборы Главы города и депутатов первой городской Думы. Главой городского поселения был избран  Лебедев Александр Викторович. Председатель городской Думы -  Чугунова Виктория Феликсовна. Депутаты: Потапов С.А., Сорокина А.Е., Винник Е.А., Гапонько Н. Н., Бондарь В.Н., Дробышев С.А., Морженакова Л. Ф, Костенко Т.Ю., Романов А. А. С января 2006 года, Алзамай является Алзамайским муниципальным образованием и входит в состав Нижнеудинского района. 1 марта 2007 года вышло решение Думы Алзамайского муниципального образования «Об утверждении Положения о гербе Алзамайского муниципального образования» на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с Уставом  Алзамайского муниципального образования. В «Вестнике Алзамайского муниципального образования» от 23 марта 2007 года было опубликовано Положение о гербе Алзамайского муниципального образования, утвержденное решением Думы, с изображением герба и геральдическим описанием.

Сегодня в Алзамае  открыты школы и больницы. Бесперебойно работает ремонтно-механический завод, лесхоз, железная дорога. Есть Культурно-спортивный комплекс, кинотеатр «Сибиряк», Дом детского творчества, музыкальная школа. Частные предприниматели строят и открывают магазины, аптеки, кафе, салоны. Город постепенно приобретает современное лицо.


Рельеф и климат

Рельеф. Поселение Алзамай расположено в долине небольшой извилистой речки Тоиорок (правый приток Бирюсы) на высоте около 300 м над уровнем моря. Его окрест­ности представляют собой леси­стую территорию с пригодными для сельскохозяйственной деятельности участками (основная их часть освое­на в период столыпинской аграрной реформы). К западу и востоку от Алзамая начинаются холмистые возвы­шенности водоразделов рек Бирюсы и Уды. На юго-западе видны отроги Восточного Саяна.

Климат. Среднемноголетняя продолжительность безморозно­го периода в Алзамае составляет 91 день. Первые заморозки фикси­руются 6 сентября, последние — 5 июня.

Среднемесячная температура января -20,6"С (абс. -51 °С, июля + 18,4 °С (абс. +38 °С). Среднегодовая температура -1,2 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 473 мм, из этого количества на май — август приходится 53 %.


Облик поселения

Алзамай почти полностью одноэтажный. Име­ется несколько трех- и пятиэтажных зданий в центре города. На его окраинах можно встретить бревенчатые избы, построенные в начале прошлого века. За городом видны очертания корпусов разорившегося завода по производству силикатных материалов. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснаще­но всего несколько зданий. Централизованное горячее водоснабжение отсутствует.

В кризисные 1990-е годы городок обветшал, а у людей пошат­нулась вера в лучшее будущее. Сейчас положение меняется. Алзамай постепенно оживает. Совместными усилиями населения, администрации муниципального образования и предприятий ведется его благоустройство: более чистыми становят­ся улицы, устанавливаются фонари, приведены в порядок памятники погибшим на фрон­тах, строится церковь, прово­дится озеленение, организуют­ся спортплощадки.

Компактность и удален­ность Алзамая от областных и районных центров придают ему особый провинциальный колорит. У приезжающих из более крупных городов создается впечатление, что время здесь остановилось. Везде царит непри­вычное спокойствие. И только проносящиеся по Транссибу поезда и телевизор напоминают, что где-то кипит жизнь. Городок по-своему очарователен. Летом здесь буйство зелени и цветов, а зимой много снега и настоящий сибирский мороз. Здесь живут прекрасные люди, способные понять и помочь в трудную минуту.



Экономика Алзамая

Главной отраслью экономики города стало обслуживание железной дороги, благодаря которой город и возник. Ремонтно-механический завод в Алзамае занимается производством нестандартного железнодорожного оборудования, а также изготовлением тележек для укладки рельсовых петлей, оборудования для перевозки шпал и выпуском котельного оборудования из чугуна. Не менее важной отраслью экономики стало лесное хозяйство. Алзамайский лесхоз ведет в районе лесозаготовки, деревообрабатывающая промышленность в городе неразвита, поэтому сырье из города по железной дороге отправляется на другие предприятия.

До недавнего времени в районе работал силикатный завод, специализирующийся на производстве силикатного кирпича и некоторых других материалов для строительства. Сегодня завод, как и некоторые другие предприятия города, закрыт, что не может не указывать на экономический упадок. Многие из отраслей экономики города продвигаются силами частных предпринимателей, к примеру, сельское хозяйство города почти полностью представлено частными фермерскими хозяйствами. Также вблизи города ведется разработка месторождения кварцевого формовочного пески и гравийно-песчаной смеси.



Алзамай стал известен многим, по фантасмагорическому произведению известного Советского и Российского писателя – фантаста Владимира Васильева, описавшего в романе "Волчья натура" события, якобы происходящие в городе. Известен город и тем, что является самым маленьким по площади, численности и экономическим показателям, населенным пунктом в Иркутской области.


Достопримечательности Алзамая

В центре города стоит памятник воинам, которые погибли в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.



Старая водонапорная башня и сооружение самой водокачки, представляет собой образец старинного, инженерного сооружения и датируется 1901 годом. Высота башни составляет 22 метра, а объем воды резервуара 210 кубических метров. У железнодорожного вокзала, в сквере, выстроена церковь. Возведение было начато в 1905 году на пожертвования железнодорожников и закончено в 1907. По улице Черняева, находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы.



Из Алзамая родом погибший герой ВОВ Черняев Виктор Васильевич. Городская школа названа именем Марии Габелковой, которая героически погибла на войне, взорвав себя вместе со складом боеприпасов. Уроженцы Алзамая, стали участниками парада победы на Красной площади – это Фарах Султанович Ахметов и Николай Филатович Бранков. В память павшим героям – землякам, в городе стоит стела, на которой высечены имена 82 погибших.