Город расположен на юго-востоке Русской равнины, в юго-западной части Ростовской области, на крутом правом берегу излучины реки Дон, в месте впадения в неё рукава Аксай. Аксай является одним из ближайших городов к Ростову-на-Дону, находясь в 12 км восточнее от его центра (ближе лишь Батайск, это расстояние между почтамтами городов). Расстояние между кварталами двух городов составляет менее 1 километра по прямой или около 1,5 километра по автодороге.
Часовая зона
Аксай, как и вся Ростовская область, находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00.
Климат
Климат умеренно континентальный. Зима мягкая; средняя температура января −4,4 °C. Лето жаркое, продолжительное, с преобладанием солнечной погоды; средняя температура июля +22,9 °C. Осадков выпадает 600 мм в год.
Среднегодовая температура: +9,7 °C
Абсолютный минимум температуры воздуха: −31,9 °C
Абсолютный максимум температуры воздуха: +39,8 °C
Среднегодовая скорость ветра: 2,4 м/с
Среднегодовая влажность воздуха: 72 %
Средняя продолжительность безморозного периода: 6 месяцев
Средняя длительность лежания снежного покрова: 10-20 дней
Продолжительность отопительного сезона: 6 месяцев
История Аксая
Аксай основан во второй половине XVI века донскими казаками. Одно из старейших казачьих поселений на Дону упоминается в летописи 1570 года, когда казаки провожали в Турцию царского посла Новосильцева.
На склонах Кобяковской балки, отделяющей город Аксай от Ростова-на-Дону, находится Кобяково городище. По преданию, здесь в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился плененный новгород-северский князь Игорь Святославович – герой «Слова о полку Игореве».
В период Азовских походов Петра I в 1695 – 1696 годах и впоследствии в борьбе с турками за выход России к южным морям станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску – в то время центру Области войска Донского.
В XVIII в. здесь существовала система земляных фортификационных сооружений, соединенных подземными переходами и оборудованных складскими помещениями с запасами продовольствия и оружейных припасов.
В 1720 – 40-х годах здесь находилась сначала царская застава, затем таможенная застава, рядом с которой было небольшое поселение.
В архивным документах 1734 года, перечислявших царские заставы вокруг Черкасска, говорится: «Первая при Усть-Аксае, куда обыкновенно во время разлития воды казаки и вдовы, казачьи жены с детьми, большею частию из Черкасска, выезжают и ежегодно едва не чрез все лето жительство имеют, а при том бывает торг с малороссиянами в покупке и вымене на рыбу хлеба и прочего, чем несколько тамошний народ, яко в пограничном месте, и удовольствие свое имеет».
Место расположения города у впадения реки Аксай в Дон столь удачно и живописно, что несколько раз Аксайская могла стать столицей войска Донского.
Уже в 1742 году на карте появляется Усть-Аксайский стан по названию протекающей здесь реки (с тюркского «Ак-Су» – белая вода.)
"Историческое место" Анжелика Шуст 31 июля 1745 года в Сенате обсуждался вопрос о перенесении крепости Святой Анны, расположенной вблизи города Черкасска, на новое место, при этом «…генерал-фельдмаршал граф фон Лесий мнение свое объявил, что ту крепость удобнее построить на устье реки Аксая и для того то место велеть осмотреть генерал-лейтенанту де Бреньи, а генерал и кавалер Левашов объявил, что оное место и он за потребное признавает, токмо не будет ли противно мирно- му трактату, поставленному с Отоманской Портой».
В результате суждения, высказанного Левашовым, было решено строить крепость Святого Дмитрия Ростовского не на Аксае, а в каком-либо другом месте. Тем не менее де Бреньи место при устье реки Аксая осмотрел и предложил возвести на Аксае фельдшанец (полевое укрепление – «особый окоп») после постройки крепости Дмитрия Ростовского.
Неудобное положение «донской Венеции» – столицы войска Донского города Черкасска, постоянно затапливаемого вешними водами, с 1770-х годов все больше заставляло задумываться о перенесении главного казачьего городка на новое место. Взоры предводителей казачества все чаще обращались к привычному месту, где был «нижний перевоз» через реку Аксай.
С 1775 года (до 1811 г.) Черкасский округ в административном отношении управлялся сыскным начальством, которое большую часть времени находилось уже в Усть-Аксайском стане.
В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с пределами святого Николая Чудотворца и великомученника Георгия Победоносца. А «многоярусный, резной, золоченый по зеленой земле, иконостас этой церкви – превосходной работы, устроен в С. Петербурге знаменитым архитектором Растрелли».
Зимой 1783 – 1784 годов в Усть-Аксайском стане находился А.В. Суворов, командовавший Кубанским корпусом.
Здесь же в 1786 году «по найму рядчика Буденнова делались Триумфальные ворота.
В 1791 году Усть-Аксайский стан переименован в станицу Аксайскую.
Среди памятников архитектуры: дом почтового смотрителя и почтовая станция (XIX в., классицизм), Одигитриевская церковь (1897 г.) в русско-византийском стиле.
Когда окончательно было решено перенести столицу войска Донского на новое место, станица Аксайская, в числе других местностей, предназначалась для занятия новым городом. Главной причиной, как свидетельствуют архивные документы, почему сюда не была перенесена столица Дона при М.И. Платове, было опасение, как бы коммерческая деятельность Аксая, как удачно расположенного, не привела бы к падению у казаков военного духа и забвению героизма их славных предков. И действительно, географическое положение Аксая было столь благоприятным, что его соседи – торгово-промышленные города Ростов и Нахичевань – длительное время не могли с ним соперничать.
С момента основания в 1805 году города Новочеркасска и до 1837 года казаками на самых высоких уровнях управления государством поднимался вопрос о перенесении столицы войска Донского теперь уже из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения не удалась…
1 июня 1820 года Александр Сергеевич Пушкин ночевал в станице Аксайской проездом на Кавказ.
Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще больше способствовало выгодам станицы.
Лето на Аксае
«Лето на Аксае» А.А. Глущенко
В годы Крымской войны 1853 – 1856 годов Аксаю отводилась особая роль. На случай возможного продвижения по реке Дон турецких и английских пароходов с десантом здесь, во время весеннего паводка 1856 года, должна была преградить им путь третья линия обороны.
В 1854 – 1855 годах в устье реки Аксай сооружалась Азовская гребная флотилия, несколько позже открылись мореходные классы. Начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы.
Апогея своего развития Аксайская станица достигла в начале 1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до Аксая была проведена первая на Дону железная дорога.
Продление этой железной дороги в 1868 году до Ростова и затем соединение ее с общей железнодорожной сетью, с образованием в Ростове-на-Дону узла трех дорог (хотя при избрании направления Владикавказской железной дороги начальным пунктом намечалась станица Аксайская, где была уже готовая Ольгинская дамба через Донское займище) окончательно лишило Аксай прежнего значения, и торговая деятельность в станице перешла в область преданий.
В 1897 году в Аксае проживали 7,9 тысячи человек. В 1957 году станица Аксайская была переименована в город Аксай. В 1959 году в Аксае проживали 15,5 тысячи человек. Сейчас Аксай – современный город с развитой промышленностью и инфраструктурой, где проживают 43 558 человек.
Население
На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 349-м месте из 1115 городов Российской Федерации.
В соответствии с генеральным планом Аксайского городского поселения перспективная численность населения к 2023 году должна составить — 55,2 тысяч человек, а к 2033 году — 85,2 тыс. чел.
Экономика
Экономика города Аксая и Аксайского района имеет многоотраслевую структуру. Около 60 % оборота предприятий приходится на потребительский рынок, около 15 %- на промышленность, около 15 % — на строительство, остальное — транспорт и связь, сельское хозяйство, прочие.
В структуре промышленного производства более 80 % занимают обрабатывающие отрасли, более 60 % объёмов которых, в свою очередь, занимает производство резиновых и пластмассовых изделий. Крупнейшим производителем колбасной и сосисочной оболочки, входящих в эту группу товаров, является ПКФ «Атлантис — Пак».
Около 15 % оборота обрабатывающих предприятий приходится на предприятия машиностроения и металлообработки. Их представляют — «Аксайкардандеталь», «Агротрейд», выпускающие запасные части для сельхоз. машин (шарниры, карданные валы и т. д.), и ССРЗ «Мидель», занимающееся ремонтом судов.
Около 10 % оборота обрабатывающих производства приходится на предприятия по производству прочих неметаллических минеральных продуктов («Аксайский кирпичный завод», «АксайСтройПром», «Аксайский стекольный завод»).
Промышленность города Аксай представлена 12 предприятиями различных форм собственности, строительная индустрия представлена 15 строительными организациями, занимающимися строительством жилых и нежилых зданий, буровых скважин, ремонтом дорог, строительством газопроводов и т. д.
Транспорт
Автомобильный транспорт
Через территорию города Аксай проходит федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон»: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, а также автомобильные дороги регионального и местного значения.
Общественный транспорт представлен автобусами малой и средней вместимости. В соответствии с реестром внутрирайонных маршрутов, в Аксайском районе действует 18 автобусных маршрутов, обслуживаемых компаниями «Кварта-1» и «Аксай-Авто».
Город Аксай связан автобусным сообщением с областным центром городом Ростовом-на-Дону, (имеется 8 маршрутов с начальной посадочной остановкой в разных местах Ростова-на-Дону и конечной в разных местах Аксая), а также со всеми населенными пунктами Аксайского района. Протяженность маршрутов общественного транспорта в пределах городского поселения Аксая составляет 18,06 км.
Железнодорожный транспорт
В городе расположена железнодорожная станция Аксай Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги. Станция находится на двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Ростов-Главный — Лихая — Москва.
Пассажирские поезда дальнего следования стоянок по станции Аксай не имеют.
По станции Аксай имеют остановки пригородные поезда, осуществляющих курсирование по маршрутам Ростов-Главный — Лихая, Ростов-Главный — Каменоломни, Ростов-Главный — Усть-Донецкая.
В городской черте Аксая имеются также остановочные платформы «Стеклозавод» и «Берданосовка».
Водный транспорт
В городе Аксае имеются три причала на реке Дон (в настоящее время являются недействующими).
На левом берегу реки Аксай размещаются Судоремонтный завод ОАО ССРЗ «Мидель», а также судостроительное предприятие ООО «Судоверфь Дон-Кассенс», где ведется ремонт и строительство судов смешанного плавания «река-море».
Банковская деятельность
В Аксайском районе открыты филиалы банков: Сбербанка России, ОАО КБ «Центр-Инвест», ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк». Кроме этого, в городе функционируют банкоматы указанных финансовых организаций.
Социальная сфера
Медицина
В городе Аксае имеются следующие учреждения здравоохранения:
МБУЗ Центральная районная больница Аксайского района, имеющая в своей структуре стационар на 9 профильных отделений с коечной мощностью 435 коек, поликлиническое отделение для взрослых на 500 посещений в смену, детская поликлиника на 250 посещений в смену, травматологический пункт, отделение скорой медицинской помощи.
МБУЗ Аксайского района «Стоматологическая поликлиника».
Образование
Среднее общее образование в г. Аксае представлено 5 учреждениями (СОШ № 1, 2, 4, гимназия № 3 и лицей № 1).
Дошкольное образование в городе осуществляют 11 детских садов (№ 1 «Лучик», № 2 «Буратино», № 3 «Солнышко», № 4 «Калинка», № 5 «Журавлик» № 6 «Теремок», № 11 «Красная шапочка», № 13 «Сказка», № 22 «Ромашка», № 35 «Ручеек», № 37 «Звездочка»).
Дополнительное образование:
МБУ ДОД Аксайского района «Детско- юношеская спортивная школа № 1» г. Аксай
МБУ ДОД Аксайского района детско- юношеская спортивная школа «Юность» г. Аксай
МБУ ДО Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи)
МБУ ДО Центр творчества детей и молодежи Аксайского района
Зал греко-римской борьбы братьев Самургашевых
Дворец спорта г. Аксая
Культура
МБУК Аксайского района "Районный дом культуры «Факел».
МБУК Аксайского района «Межпоселенческая центральная библиотека имени М. А. Шолохова».
МБУ ДО Аксайского района «Детская школа искусств г. Аксая».
МБУК АГП "ДК «Молодежный»
Что посмотреть в Аксае
Заповедник «Золотые горки»
Золотые горки — это территория, которой присвоен статус — охраняемый памятник природы. В прошлом на этой местности разводили кабанов, выращивали виноград. Отсюда и пошло название золотые горки, т.е богатые виноградом. В заповеднике находится несколько природных источников.
Природа здесь почти не тронута человеком, а некоторые растения на столько редкие, что занесены в Красную книгу. В северной части заповедника был обнаружен древнехазарский город, который еще подлежит изучению.
Таможенная застава XVIII века
Таможенная застава города Аксай— земляное сооружение, в которой размещалась изначально царская, затем таможенная застава, сейчас это исторический объект. Крепость была сооружена в 18 веке для защиты от артиллерийских обстрелов, перекрытия достигали вплоть до 10 метров в толщину.
Сооружение представляло собой холм размером 15 на 10, оснащенный пушками-гаубицами, плюс в подземных казематах было место для размещения конного эскадрона. В Великую Отечественную войну крепость служила бомбоубежищем, а после использовалась как склад, позже была заброшена.
Последняя реставрация была произведена в 90-х годах. Сегодня любой желающий может посетить этот исторический объект и познакомиться с его историй.
Почтовая станция XIX века
Почта функционировала уже с 18 века, но не как сейчас работают почты в нашем понимании, а как будущий междугородний автовокзал. Почтовая станция — это не просто здание почты, а целый комплекс:
Домик почтового смотрителя.
Гостиница.
Сарай для карет.
Колодец.
Беседка для отдыхающих.
На станции почты останавливались поэты, писатели прошлого, цари и другие известные личности. Каждый год в Музее проходит праздник, в честь того, что А.С.Пушкин останавливался на этой станции несколько раз.
Военно-исторический комплекс имени Н.Д.Гулаева
Музей открыт в 1998 году. Он назван в честь героя Советского Союза, генерал-полковника авиации, уроженца станицы. Этот музей главная достопримечательность города Аксай. Военно-исторический комплекс состоит из двух частей:
Подземный командный пункт, имеющий множество лабиринтов и коммуникаций. Был построен на случай Третьей Мировой войны.
Открытая площадка образцов военной техники со времен Русско-Японской войны.
Музей богат коллекцией вооружения, которая включает в себя оружие артиллерии, ракеты, военные самолеты. Ассортимент коллекции постоянно пополняется. В планах музея воссоздать экспозицию отечественной военной техники и оружия 20 века.
Кобяково городище
Это памятник археологии, который может похвастаться значительными археологическими находками аж 1-3 веками нашей эры. Первое упоминание устойчивого выражения «Кобяково городище» датируется 1570 г. в письме к Ивану Грозному от посла.
Предполагается, что городище было резиденцией ханов у половцев. Отсюда и проистекает название Кобяк, в честь половецкого хана.
Этот исторический объект еще не достаточно изучен, поэтому его границы пока точно не определены. Как туристический объект городище представляет собой смотровую площадку из которой открывается вид на Дон и автомобильный мост города Аксай.
Музей «Домик Суворова»
Домик Суворова — это музей, состоящий из 7 зданий, в которых пребывали известные личности прошлого. Сам Дом Суворова — здание, состоящее из двух этажей, постройки начала 17 века. Здание признано старейшим в городе. Названо в честь полководца А.В.Суворова, который в зиму с 1783 по 1784 гг пребывал в этом доме.
Музей открылся в 1948 году. Такие видные деятели как С.Я. Маршак и А.Н. Скрипов посвятили много сил для его становления. В 1978 была открыта новая экспозиция.
Подземелья Аксая
В Аксае насчитывается несколько десятков подземелий. Впервые аксайские подземелья упоминаются в Петровские времена. В пределах Усть-Аксайска находились казематы, в которых жили турецкие пленные. Их использовали для сооружения подземных переходов.
Со слов Ригельмана существует подземное сооружение, которое находится под зданием, имеющее множество входов и выходов. Ригельман — это инженер, участвовавший в строительстве значимых крепостей. В 70-е годы 20 века был обнаружен вход в это подземелье. К сожалению он был завален. Вход представлял собой кованую двустворчатую дверь.
Также существует некая тайная комната, вход в которую был обнаружен на дне колодца. Комната представляла собой помещение с деревянными лежанками и пустыми бутылками.
Некоторые подземелья города имеют место быть, но запрещены для туристического посещения, так как были несчастные случаи во время экскурсий. Виной тому древние ловушки.
Успенский храм в стиле ампир
Начало строительства Успенского Храма было положено в 1822 году, был заложен первый камень в основание церкви. Храм строился на пожертвования прихожан и деньги богатых купцов. В 1825 году Церковь Успения Пресвятой Богородицы была освящена, это еще одно название Храма.
М.А.Амбросимов — это архитектор, достаточный известный в то время, по его проекту как раз был построен храм в стиле ампир. В 1837 году был расписан иконостас по мотивам сюжета из Ветхого и Нового завета. С 1892 открыта школа при церкви. В 1930 году храм был закрыт, во времена советской власти помещения церкви были отданы ремонтному заводу.
Но несмотря на это были сохранены остатки внутреннего интерьера. В 1995 храм был передан верующим. Последняя реконструкция храма производилась в начале 2000х годов.
Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия»
Храм построен в 1897 году на пожертвования прихожан и деньги сотника Лотошникова. Церковь названа в честь «Одигитрии», иконы Божьей Матери, с которой связана история чудотворной помощи местным жителям. По сказаниям икона помогла перенести тяжелый период холеры.
В Советское время икона была потеряна. А в годы Великой Отечественной Войны службы не велись. После окончания войны церковь отремонтировали, и она действует и по сей день. Последняя реставрация в храме была в 2000х годах.
Мухина балка
Этот природный заповедник представляет собой крутой овраг, большая площадь которого состоит из болот и покрыта лесом из байрака. Изначально заповедник имел название Малый Лог. Переименовали его в честь купца Мухина, богатого лесоторговца. Мухиной балке профессор Верковский В.Н. и другие ученые достаточно много внимания в своих трудах.
Заповедник сейчас находится в плачевном состоянии. Горы мусора, разжигание костров, застройка территории. Все это лишает природу красоты. Первый удар по которой был получен во время Великой Отечественной Войны. Были спилены редкие деревья, вековые дубы. На территории заповедника велись ожесточенные бои, его земли изрыты окопами и рвами.