Город Вятские поляны. История и достопримечательности

Вятские Поляны — город (с 1942 года) в Кировской области России. Административный центр Вятскополянского района (в его состав не входит). Образует одноимённый городской округ.



Расположен на крайнем юге области на правом крутом берегу реки Вятка недалеко от границ Татарстана и Удмуртии.


Через город протекают река Ошторма и её левый приток Тойменка.


Расстояния от города — по прямой (и по дороге): Сосновка — 13 (19) км, Малмыж — 40 (55) км, Киров — 275 (320) км, Кукмор — 9 (9) км, Казань — 125 (150) км.



По классификации Б. П. Алисова Вятские Поляны расположены в умеренном климатичесом поясе в области перехода от морского к континентальному. По классификации В. П. Кёппена город расположен в зоне влажного континентального климата (Dfb).


Среднегодовая температура воздуха: +3,7 °C

Относительная влажность воздуха: 69,7 %

Средняя скорость ветра: 3,0 м/с


До середины XVI века территория нижнего течения Вятки, входившая в так называемую Арскую область, была заселена удмуртами, марийцами и татарами и подчинена Казанскому ханству.



По преданию, на месте современных Вятских Полян находилось небольшое удмуртское поселение Ошторма-Бодья. После победы Русского государства над Казанским ханством в 1552 году начинается освоение Вятского края русскими.


Село Вятские Поляны известно с 1595 года как вотчина Вятского Успенского монастыря. Входило в состав Малмыжского уезда Вятской губернии. 20 октября 1914 года через село прошла железная дорога «Москва — Екатеринбург».


Во время Гражданской войны через город проходила линия фронта, на которой в 1919 году было остановлено наступление войск Колчака. 1 мая 1919 года 7-я стрелковая дивизия переправилась через Вятку и расположилась по левому берегу в районе мест. Вятские Поляны.



В 1938 году село было преобразовано в рабочий посёлок. 19 мая 1942 года получен статус города после того, как туда эвакуировалась оружейная фабрика из Загорска, которая в годы войны производила ППШ-41.


В 2007 году открыт автомобильный мост через реку Вятку ниже по реке в 9 км от города, связавший Вятские Поляны с соседним городом Сосновкой, посёлком Красной Поляной и другими населёнными пунктами левобережья реки Вятки.


9 мая 2013 года Вятским Полянам присвоено почётное звание Кировской области «Город трудовой славы».


Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» городской округ город Вятские Поляны включён в категорию моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.



В Вятских Полянах работают промышленные предприятия, развита сфера торговли и услуг. Бюджет города на 2022 год запланирован в объёме 797 038 900 ₽. Основные источники пополнения бюджета: безвозмездные поступления (субсидии, дотации и субвенции) — 68 %, налоговые доходы — 24,6 % и неналоговые доходы — 7,4 %.


На территории города действует территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Вятские поляны».


Градообразующее предприятие: Вятско-Полянский машиностроительный завод (ВПМЗ), ныне ОАО «Молот» — бывшая шпульно-катушечная фабрика, преобразованная в годы Великой Отечественной войны, после эвакуации конструктора Георгия Семёновича Шпагина с оружейным производством, созданным на базе Загорского завода скобяных изделий.


  • ООО «Молот АРМЗ»
  • ООО «Механический завод Меттэм»
  • ОАО «Вятско-Полянская птицефабрика»
  • ООО «Поляны хлеб»
  • ООО «Комфорт» (производство изделий из бетона)
  • ООО «Молот-Оружие»
  • ООО «Вятская фабрика дверей» (производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий)
  • ООО «Фабрикант» (производство верхней одежды)
  • ООО «Сотка зелени» (производство удобрений, азотных соединений)
  • ООО «Триумф-Л» (производство чемоданов и сумок)
  • ООО «Вятско-Полянский механический завод» (обработка металлических изделий)
  • ООО «Молот-СпецОдежда» (производство спецодежды)
  • ООО «Орион» (строительство кораблей и плавучих судов)
  • ООО «Мега-Строй» (капитальный ремонт, строительство)



По северо-западной окраине города проходит ж.-д. магистраль Москва – Казань – Екатеринбург (пересекает Вятку по ж.-д. мосту севернее города). На территории города расположена станция Вятские Поляны (с вокзалом) и остановочная платформа 942 км (Горьковская ж. д.). От основных путей отходят служебные ветки к ОАО «Молот» и некоторым другим промышленным предприятиям.


От города на запад ведёт автодорога Вятские Поляны – Кукмор (далее на М-7, Казань), сразу за городом от неё на север отходит автодорога Вятские Поляны – Малмыж – Киров (также на Йошкар-Олу). На восток от города к автомобильному мосту через Вятку ведёт автодорога Вятские Поляны – Сосновка (на Можгу, Ижевск). Транзитный поток автомобилей проходит через окраинные улицы или центр города.



Улично-дорожная сеть города разделена на пять частей железной дорогой, реками Ошторма и Тойменка. Центральную часть города и левый берег Оштормы связывают два моста — по ул. Дзержинского и ул. Тойменка (оба находятся выше впадения р. Тойменка).


Оттуда имеется всего один автомобильный переход на север через главную жел. дорогу — проезд под ж.-д. путепроводом по ул. Дзержинского. Сразу за ним справа — единственный мост через Тойменку, а сразу за ним справа — единственный в левобережье Тойменки проезд под жел. дорогой по ул. Луговая. Есть эстакада над жел. дорогой и мост через Ошторму на автодороге в Киров.


На берегу Вятки расположена городская пристань. В 6 км к югу от города находится заброшенный аэродром.