Город Геленджик. История и достопримечательности

Геленджик — город на юге России, в Краснодарском крае. Административный центр муниципального образования «Город-курорт Геленджик». Крупный курорт на Черноморском побережье Кавказа. С 23 марта 2001 года является курортом федерального значения.



Северная часть Черноморского побережья от Анапы до Туапсе имеет много общего с Южным берегом Крыма. Климат здесь, как в Южном Крыму — субтропический сухой, и представляет собою соединение морского с горным. Климатическая зима отсутствует вовсе или составляет не более 5-7 дней в году.


Мягкий и ровный климат Геленджика в ноябре и декабре может нарушаться сильными норд-остами, приносящими резкую перемену погоды. В Геленджике много солнца, при этом наибольшее число солнечных дней приходится на период с марта по октябрь. Небольшие морозы и сильные дожди наблюдаются со второй половины января до половины марта.


В остальное время года такие ветры здесь не часты, так как горы, подходя близко к берегу, хорошо защищают Геленджик с северо-востока. По этой же причине норд-осты в Геленджике намного слабее, чем в Новороссийске.



В глубинах Чёрного моря температура никогда не понижается ниже +7 °C. Зимой тёплая вода из глубин поднимается вверх и заменяет собой охлаждённую на поверхности воду, которая опускается вниз.


Таким образом, в зимние месяцы из морских глубин тепло всё время подаётся на поверхность, а господствующие в это время года восточные береговые муссоны отгоняют от побережья Кавказа успевшие охладиться воды, вместо которых течение, идущее от берегов Малой Азии, приносит более тёплые воды. Благодаря описанным явлениям, на одной и той же широте в восточной части Чёрного моря зимняя температура, в среднем, выше на 6 °C, чем в западной.


В летние месяцы происходит обратное явление: поверхностные слои, нагретые сильнее глубинных, отгоняются от Кавказского побережья ночными бризами и заменяются более холодными нижними слоями воды. Это понижает температуру в жаркие часы дня, когда вместо ночного берегового ветра дует бриз с моря на берег.


Черноморское побережье Кавказа было заселено с древнейших времён. Племена бронзового века, которые жили здесь 5 тысяч лет назад, увековечили себя погребальными сооружениями из каменных плит — дольменами.


В VI веке до н. э. на восточном побережье Тонкого мыса основана греческая колония Торик (др.-греч. Τορικός).

В 63 году до н. э. основан римский порт Пагры.

С 45-66 годах н. э. Торик вошёл в состав Боспорского царства.

В III веке н. э. многие колонии Боспорского царства гибнут в результате набегов готов.

В IV веке Боспорское царство было уничтожено, после вторжения гуннов.

В VI веке происходит укрепление позиций Византии в северо-восточной части Чёрного моря. По свидетельству раннесредневековых авторов, в этот период в Геленджикской бухте существовала византийская гавань Ептала.

В 965—968 годах на полуострове Тамань Киевской Русью было основано Тмутараканское княжество. В этот период адыги (черкесы), являющиеся коренным населением края, впервые появляются в российских летописях под наименованием касоги; так, например, в «Слове о полку Игореве» упомянут Редедя — князь касожский.

Позднее, в связи с усилением половцев и притязаний Византии, в конце XI века Тмутараканское княжество перешло под власть византийских императоров (до 1204 года).



В средние века в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа основываются генуэзские колонии, занимавшиеся торговлей (в том числе работорговлей) с местными народами (зихами). На месте Геленджика генуэзцы основали торговый порт Мавролако.

В конце XV веке генуэзские колонии приши в упадок, при усилении Османской империи. Геленджикская бухта была занята османами.

В XVIII ‒ начале XIX века в османской крепости Геленджик располагался невольничий рынок. Вплоть до XIX века через Геленджик осуществлялись поставки рабов в Турцию. Работорговля сходит на нет только после российского завоевания.

2 сентября 1829 года восточное побережье Чёрного моря от устья Кубани до порта Святого Николая (к северу от Батуми) отходит к России по Адрианопольскому мирному договору. Однако местное черкесское население, не признававшие над собой власть как Османской империи, так и Российской, начала активное сопротивление прибывавшим царским войскам.



1831 год — генералом Е. А. Берхманом было основано Геленджикское укрепление в составе Черноморской укреплённой береговой линии.

1854 год — во время Крымской войны русские вынуждены взорвать и покинуть укрепление. Территория была оккупирована до конца войны подошедшими с юга войсками Османской империи.

1857 год — в разрушенную крепость вновь вступили русские войска.

1864 год, после завершения Кавказской войны и выселения черкесов в пределы Османской империи, была основана станица Геленджикская, в составе Шапсугского берегового батальона (полка).

1870 год — после упразднения Шапсугского батальона, станица преобразована в селение Геленджикское в составе Новороссийского отдела Черноморского округа.

1896 год — село Геленджик.

1900 год — открывается первый частный санаторий.

1907 год — побережье Геленджикской бухты официально стало курортным.

1913 год — открыт санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. В настоящее время он называется ГБУЗ «Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата им. Октябрьской революции». Старое название — ДКТС (детский костно-туберкулёзный санаторий).



1915 год — Геленджик получил статус города.

1920 год — в Геленджике установлена советская власть, образован Ревком.

В 1923—1963 годах Геленджик являлся центром Геленджикского района.

Во время Великой Отечественной войны Геленджик служил тыловым госпитальным центром. Отсюда в феврале 1943 года отряд Куникова отправился на Малую землю. Город сильно пострадал от налётов вражеской авиации.

После войны город был восстановлен. С тех пор активно развивается курортная база города.

1 февраля 1963 года город Геленджик отнесён к категории городов краевого подчинения, а городской Совет депутатов трудящихся передан в подчинение Краснодарскому краевому Совету депутатов трудящихся.

В 1970 году Геленджик стал курортом всесоюзного значения.

23 марта 2001 года городу присвоено статус курорта федерального значения



Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в наказание за своё стихотворение «Смерть поэта» был переведён из лейб-гвардии (где служил корнетом) в Нижегородский драгунский полк действующей армии. По одной из версий, в сентябре 1837 года морским путём из Тамани, поэт прибыл в Геленджик, где тогда располагалась ставка генерала Вельяминова. Тот же путь совершил и один из его литературных персонажей — Григорий Печорин — в романе «Герой нашего времени».


В Геленджике в память об этих обстоятельствах неподалёку от берега Геленджикской бухты был воздвигнут памятник Лермонтову, на постаменте которого помещено факсимиле подписи Лермонтова. Пешеходная набережная, берущая своё начало в этом месте и продолжающаяся далее на северо-запад вдоль бухты, получила название Лермонтовского бульвара.


По вопросу посещения Лермонтовым Геленджика в сентябре 1837 года, среди его биографов нет единогласия. Ираклий Андроников полагал это обстоятельство достоверным.



М. Г. Минеев оспаривал соображения Андроникова, что в Ольгинское укрепление поэт следовал через Тамань, и полагал чрезмерно кружным упоминаемый Андрониковым путь в Тифлис из Ставрополя и Пятигорска через Тамань;


вместо этого, ссылаясь на П. А. Висковатова, Минеев полагал, что в период экспедиции (май — сентябрь 1837 года) между Геленджиком и строящимися укреплениями (Новотроицким в устье реки Пшада, и Михайловским в устье реки Вулан) существовало регулярное морское сообщение, и потому Лермонтов, получив отпуск «для отдыха и лечения», мог без труда и быстро попасть в Геленджик, Анапу или Тамань.


Но Пётр Ткаченко в книге «На Ольгинском кордоне» упоминает, что Лермонтов, выехав из Пятигорска в отряд в сентябре, действительно прибыл в Тамань из Екатеринодара, переночевав в станице Ивановской.



Г. В. Морозова в своём труде «Встречи Лермонтова с декабристами на Кавказе» утверждает, что Лермонтов поехал через Тамань в Анапу, куда 23 сентября 1837 года прибыл император из Геленджика.


Юрий Беличенко в публикации «Лермонтов. Роман документального поиска», сопоставляя воспоминания императора и самого Лермонтова, приходит к выводу, что поэт приехал в Геленджик из Тамани, либо в день проходившего в непогоду царского смотра, либо сразу после него.


А затем, пройдя через горы вместе с походной колонной отряда, сопровождаемой редкими горскими выстрелами, прибыл в Ольгинское укрепление. В. А. Захаров (старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО, автор книги «Летопись жизни и творчества Лермонтова») в интервью Радио России сообщил, что (по его мнению) Лермонтов находился в Тамани, однако не мог попасть из Тамани в Геленджик на пути в Ольгинский редут.



По территории Геленджика проходит федеральная трасса М4 «Дон» (Москва — Новороссийск), основной поток транзитного автотранспорта направляется по объездной дороге между горными хребтами Маркотх и Туапхат (по северо-восточной границе города).


Там же (неподалёку от подножия гор) располагается автовокзал, служащий местом отправления и прибытия автобусных рейсов дальнего следования, связывающих Геленджик с Новороссийском и большинством других крупных населённых пунктов Краснодарского края, а также с некоторыми другими городами России (Москва, Ростов-на-Дону, Астрахань и др.)


Почти все населённые пункты Большого Геленджика (за исключением хутора Афонка) связаны маршрутами пригородных автобусов, отправляющихся с отдельной автостанции, расположенной ближе к центру города. К ней приходят некоторые автобусные рейсы, следующие до Новороссийска.



В Геленджике работает более десятка внутригородских автобусных линий, проходящих через центр города, их конечные станции располагаются возле гор на обоих мысах, в отдалённых микрорайонах города. В летний сезон из-за наплыва туристов, общественный транспорт бывает несколько перегружен, несмотря на увеличение количества работающих автобусов и уменьшение интервалов их движения.


В 2006—2007 годах с маршрутов Геленджика были сняты и утилизированы устаревшие автобусы советской эпохи — Лаз 695н, Лаз 42021 (ХБИ), Икарусы 260 и 280. На данный момент в городе эксплуатируются автобусы Большого Класса НефАЗ-5299 различных модификаций, автобусы Среднего Класса паз 3204** вектор Некст и автобусы Малого Класса различных марок, с февраля 2022 в эксплуатации находятся автобусы МАЗ-206



Частным извозом (такси) в городе и его окрестностях занимаются несколько конкурирующих организаций и отдельных частных предпринимателей. Некоторые таксисты, специализирующиеся на доставке туристов от основных внешних транспортных узлов (от новороссийского железнодорожного вокзала, от анапского аэропорта), по совместительству являются коммерческими агентами частных гостиниц и туристических фирм.